Уличная торговля: выжить и не попасться

 

О том, как в Улан-Удэ исчезают условия для микробизнеса.

 

Недавно стало известно, что мэрия Улан-Удэ создает специальные группы зачистки, которые борются с уличными торговцами. Тем самым муниципальные власти якобы радеют за налоговые поступления в казну. Однако, на деле они лишают пропитания немощных старушек, а город колорита и развития розничного рынка. Так как законным путем получить место на улице практически невозможно, если нет связей в мэрии или больших денег.

От жизни собачьей

С приходом тепла в В Улан-Удэ стали более заметны стихийные рынки. В основном улочки города занимают пенсионеры, которые летом пытаются торговать овощами с грядки, зимой вязаными собственноручно вещами. Бабушки и дедушки выходят торговать на целый день в любую погоду. Дождь, снег, летняя жара. Зрелище настолько же привычное, насколько и печальное.

Людмила Николаевна Власова слезно просила не фотографировать ее: вдруг ее в газете увидят в мэрии и заставят выложить тыщенку-другую за уличное предпринимательство. Бабуле уже за 70 лет, но каждый день она то и дело, невзирая на больные ноги, спешит на привычное место торговать. Торговля незатейливая, где носочки связала детские и взрослые, где поношенные вещи раритетные в шкафу или по знакомым нашла. А летом ничего не поделаешь, приходится овощи с грядки уносить на произвольный прилавок.

Деньги, которые можно выручить за все это «изобилие» товаров скромные для уличного «предпринимателя» – 5 тыс. рублей. На «прилавке» только то, что пожилая женщина еще в силах унести в руках. В день удается продать лишь пару вещиц или совсем немного овощей.

«В основном хорошо берут помидорчики и зелень, но это в августе. Сейчас вот продаю старую одежду, которая еще внешне сохранилась, носить можно. Баночки с солениями принесла немножко, закатывала в прошлом году»,- говорит пенсионерка.

- Вот так и живем, - вздыхает Людмила Власова. – Тут же, как. Нельзя прийти и просто с вещами встать, где удобнее. Это целое дело.

Дело это, как выяснилось, незаконное. Пойманных с поличным на незаконном размещении на улице для торговли ждет штраф – 1-5 тыс. рублей.

Пенсионерка, стойкости которой позавидовал бы оловянный солдатик из сказки, любой копейке рада. Ведь пенсию в апреле этого года всем пенсионерам с барского кремлевского плеча прибавили аж на 29 рублей. На этом аттракцион неслыханной щедрости закончился. Вот и приходится выживать. А выкупить официальное место на рынке ни одному уличному торговцу просто не по карману.

Конкуренция и гонения

Рядом с Людмилой Николаевной пристраиваются грозные перекупщики, торгуют не пакетиками, как Людмила Николаевна, а мешками и цены повыше. Конкуренция будь здоров, зоркий глаз соседей, глядишь, и сдаст тебя при первой же проверке.

Кстати, проверки бывают довольно часто.

- Иногда гоняют. Конечно, мы тут, видимо, от очень хорошей жизни стоим. Если гонят, то уходим. А что делать? Я плохо отношусь к тому, что выгоняют с улиц. Пенсионерам, может, и остается только, что вот так выживать. Наоборот, должны просить: приходите, торгуйте, живите, раз государство не позаботилось о вас достойно, - возмущается Тамара М. Со своим мужем женщина торгует на улицах города уже больше пяти лет. Говорит, что всякое за это время видела и терпела.

- Мы вот вышли на улицу от нужды. Муж работал несколько лет в школе, вел кружок по проектированию моделей машин, вертолетиков и т.д. Я где только не работала, и в школе техничкой, и кассиром в продуктовом магазине. Мы и сейчас работаем, а на улице – это для нас подработка. Потому что на официальной работе платят по 8-10 тыс. рублей в месяц. Как содержать детей на эти деньги? Что есть у нас, то и продаем. На даче сейчас вырос зеленый лук, на балконе – укроп, черемшу собрали и продаем. Мелочь, но все-таки копейка,- рассказывает Тамара.

По словам Тамары, проверки-рейды по незаконной торговле бывают часто. В начале лета выгоняют всех. Сначала предупреждают, если поймали во второй раз, не церемонятся – выписывают штраф.

Были и случаи, когда по таким стихийным рынкам на проспекте Строителей ходили неизвестные молодчики и требовали плату за «право торговать».

- Подходили и прямо говорили всем «давай плати или товар конфискуем». И ведь полицию не позовешь, сам же торгуешь незаконно. Мужу приходилось их отгонять. Это вот 2 года назад было. Одна бабуля с испугу им даже отдала 500 рублей, которые заработала, подумала, что официально штраф с нее требуют, - говорит Тамара.

На рынке все друг друга знают. Занимают места заранее, за некоторыми торговая точка в проходном месте «закреплена» на несколько лет вперед. Поэтому и горожане знают уличных торговцев своего микрорайона в лицо.

Стоять у произвольного прилавка приходится целыми днями под открытым небом. Из удобств только пенек или стул, который торговец может принести с собой. На вопрос, почему официально не регистрируются, чтобы избежать штрафа, торговцы объясняют, что это себе дороже.

Обдираловка по-мэрски

Сейчас, чтобы торговать на улице необходимо пройти десятки инстанций и собрать целый ворох документов. Система насколько забюрократизирована, что отбивает любое желание туда соваться.

Во-первых, торговец должен обратиться в комитет по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству администрации  Улан-Удэ и написать заявление. Затем он обязан уведомить федеральную службу по надзору в сфере благополучия человека и защиты прав потребителей о начале осуществления розничной торговли.

Товар должен соответствовать санитарным правилам, то есть его нужно сертифицировать. Даже, если это вязаные носки или подержанное пальто.

Кроме того, торговать официально можно не везде. Мэрия предлагает идти на официальные рынки или парки, где практически нет пешеходного трафика, а значит и покупателей. Нетрудно догадаться, что на рынке или в торговом центре места даются не бесплатно. Арендовать бутик в пустующем торговом центре стоит не менее 30 тысяч в месяц. Может ли себе это позволить пенсионер, торгующий носками ради пропитания?

При этом, каким чудесным образом в людных местах, на остановках общественного транспорта и площадях появляются киоски красноярской цветочной компании “Крона” и других известных сетей, мы не знаем. Очевидно, у них свой, особенный подход к городским властям.

Торговля – двигатель прогресса

Экономика Бурятии сегодня страдает, бюджет каждый год принимается дефицитный, а долги растут, особенно большой долг у столицы, которая постоянно берет многомиллионные кредиты, не зная, как потом с ними рассчитываться. Налоговые поступления от крупных промышленных компаний падают, ИП и ООО закрываются пачками. Помочь могло бы стимулирование мелко- розничной торговли, микропредприятий. Улан-Удэ, например, в этом плане идеален. Большое количество населения, много молодежи. Любой торговец скажет, что в летнее время товары на улице расходятся на ура из-за своей доступности и дешевизны по - сравнению с торговыми центрами и пафосными магазинами.

Чем больше люди тратят и покупают, тем больше тратят и покупают продавцы, это стимулирует оборот торговли и поднимает уровень жизни населения. Это понимают во многих странах мира. Именно поэтому в странах Латинской Америки торговать на улице или в общественном транспорте также естественно, как дышать воздухом. Та же история с курортным Таиландом. Никому не придет в голову гнать с улицы человека, который продает мелочи и зарабатывает тем самым крохи. Продавать можно все – от фруктов до ювелирных изделий ручной работы. Поэтому Таиланд сегодня находится в мировой десятке стран по уровню темпов экономического роста, а Россия плетется  где - то в конце сотни.

Однако, власти Улан-Удэ, да и Бурятии зациклены на прямых налоговых доходах. Они гоняют и душат мелких торговцев, отдавая предпочтение крупным сетевикам, что не только не развивает торговлю, но и ограничивает конкуренцию. Поэтому, если вы спросите, почему в Бурятии такие высокие цена абсолютно на все, ответ у вас перед глазами.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»