"Валите отсюда пока вы молоды!"

 

Эволюция Николая Будуева: от ИПНБ до депутата Госдумы.

 

Сегодня в СМИ всерьез, почти как дело решенное, обсуждается возможность передачи списочного мандата «Единой России» лидера партии, премьера страны Медведева «скромному бурятскому журналисту» Николаю Будуеву.  Для 42 - летнего Будуева положительное решение партии станет логичным шагом в его бурно развивающейся карьере. «Республика» решила напомнить путь, который прошел Николай Робертович: от простого, но амбициозного парня Коли до надежды и светоча «Единой России». 

Для начала, наверное, стоит сказать, что Будуева неверно называют журналистом, хотя к журналистике он имеет самое непосредственное отношение. Еще на заре своей карьеры, будучи помощником депутата Госдумы Василия Кузнецова, у которого также работала мать Будуева, и весьма неглупым парнем тридцати с хвостиком лет (карьера у него началась относительно поздно), Николай активно общался с журналистами, был завсегдатаем Дома Печати, выступал в роли эксперта бурятской политики. Фактически, он был первым. Это сейчас выпускники истфака БГУ радуют журналистов своими политическими раскладами и прогнозами, но тогда политолог был один. С легкой руки журналистов Николай стал называться просто ИПНБ (известный политолог Николай Будуев). До сих пор памятна фраза Николая, оброненная им на одном из круглых столов по вопросам молодежи - «Валите отсюда пока вы молоды!». На что была необходима определенная смелость. И Будуев очень любит ее вспоминать, при этом довольно улыбаясь. Очевидно, что тогда он узнал формулу медийного успеха. 

Одним из самых важных людей, сыгравших в жизни Николая определяющую роль, называют легендарного журналиста, светского обозревателя Александра Махачкеева, который сейчас занимает один из руководящих постов в правительственной «Бурятии». Александр Виссарионович, известный, кстати, тем, что написал книгу про Хамбо ламу и подарил ее Владимиру Путину во время первого визита президента в Улан-Удэ,  а потом вспоминал сухую и теплую ладонь суверена после рукопожатия, тогда работал в крупных газетах республики: «Информ Полис» и «МК в Бурятии», которую впоследствии купит Николай Будуев. Благодаря Махачкееву Будуев получил первую известность и из просто помощника Кузнецова стал личностью публичной. К тому же, бессменный (на протяжении трех сроков!) депутат Кузнецов вскоре от политики отошел совсем, а жизнь у Будуева, можно сказать, только начиналась. 

Еще одним крестным отцом Будуева стал тогдашний мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев. Для любителей клановой теории, Будуев относится к клану иркутских бурят, как и Айдаев и масса других влиятельных политиков Бурятии. Николай успевал работать помощником Кузнецова и состоять на службе в мэрии города, в одной из ее структур. Тогдашний помощник Айдаева и руководитель пресс- службы Сергей Тучков рассказывал, что в какой - то момент с удивлением обнаружил в своем управлении с десяток «лишних» людей, которые проходили по зарплатной ведомости, но никогда там не работали. Сергей принял решение от этих людей избавиться, в том числе от Николая Будуева. Очевидно, что на тот момент Тучков обладал большим влиянием на Айдаева, раз ему удалось это сделать. 

Тогда Будуев  был очень обижен, и в частных разговорах обвинял во всем Тучкова, а также порывался уехать из Бурятии. «Меня тут больше ничего не держит. Последую своему же совету, свалю», - с грустью вздыхал Николай. 

Но в итоге Николай никуда не свалил. И вот почему. Затянувшийся было период неприкаянности, в течение которого Николай искал себя, предлагая услуги помощника богатым бизнесменам и видным политикам, закончился неожиданно и очень удачно для Николая. К 2012 году, когда наступало время переназначения главы Бурятии Вячеслава Наговицына на второй срок, в республике сильно обострилось противостояние исполнительной власти и оппозиции, поддерживаемой силовиками. В это же время газета «МК в Бурятии» была выставлена на продажу. Будучи оппозиционной по своей сути, газета стала интересным активом для определенных людей, которые купили ее у тогдашнего собственника Андрея Бурмакина. Очевидно, что газета должна была стать рупором. Но человека, который будет в этот рупор говорить, не было. Поэтому, стать такой персоной попросили Николая Будуева, который, к тому же, стал официальным новым собственником. Возможно, события происходили в ином порядке, однако, поверить в то, что безработный на тот момент Николай Робертович мог позволить себе многомиллионную покупку, сложно. 

Так, Николай Будуев стал «журналистом». Политика издания стала более жесткой по отношению к исполнительной власти, а с переворотом в мэрии, когда Геннадия Айдаева фактически выкинули из реальной политики, еще и к Александру Голкову. Отношения у Будуева и Айдаева заметно потеплели, в один момент они оказались в одной лодке.  Именно резкое изменение политической ситуации в сторону кровавых разборок, каких Бурятия еще не видывала, дали Николаю не просто шанс, а возможность, которая бывает раз в жизни. После поражения Айдаева на выборах в Хурал 2013 года, на Николая была возложена обязанность отстаивать интересы всех, кому начал переходить дорогу Голков после получения власти, а таких было немало. Именно поэтому Николай решил баллотироваться в Горсовет на выборах 2014 года в составе большой группы городской оппозиции, чтобы помешать Голкову узаконить свою власть. Из всей группы пройти удалось только двоим: Будуеву и Александру Хандархаеву, который накануне выборов вдруг впал в немилость у Голкова и вынужден был просить поддержки у оппозиции. Впрочем, после того как Голков официально стал мэром, через какое - то время Хандархаев занял в администрации города практически те же позиции, что и раньше. 

Став народным избранником, Николай Будуев использовал свой новый статус на полную катушку. Война Голкова и горсовета в полном составе против Будуева была эпичной, впрочем, она еще не закончилась. Параллельно с медийными активами Николаю удалось завести неплохие связи в набирающем силу и влияние ОНФ и даже войти в экспертную группу по журналистике, откуда и пошло поверие, что Будуев журналист. Как и Аркадий Зарубин, например, тоже до определенного момента считавшийся экспертом ОНФ и журналистом. 

Будучи активным молодым человеком, за пару лет Будуеву удалось стать известной фигурой не только в Бурятии, но и за ее пределами. Совершенно логичным шагом для него стало участие в праймериз «Единой России» в преддверии выборов в Госдуму - 2016. Николай Робертович, к сожалению, до сих пор один из немногих бурятских политиков, кто может работать с аудиторией, внятно формулировать мысли и нравиться публике, к тому же, как мы помним, он знает рецепт медийного успеха. Многие в Бурятии связывают феноменальный успех Будуева с катастрофическим дефицитом на публичных политиков. Старая гвардия отживает свое, а в новом поколении есть только Коля. «На безрыбье и рак рыба», - вздыхают эксперты - политологи, но, наверное, они просто завидуют. 

Но выборы в России не выигрываются харизмой, поэтому второе место на праймериз ему обеспечили деньги. Для республиканской оппозиции, которая с каждым годом набирает силу, выдвинуть Николая было делом чести. «Дело не в его персоне, от него многие не в восторге, но мы должны показать власти, что не согласны с тем, что она творит в республике», - признался один из «спонсоров» в частной беседе. Второе место на праймериз обеспечило Будуеву третье место в списке межрегиональной группы на выборах, призрачный, но все - таки шанс на мандат. При этом, Николай неплохо подстраховался. Пока одномандатник от «Едра» министр Алдар Дамдинов колесил по районам и бился в информационной войне со Слипенчуком, Будуев потратил это время более приятно, в Москве. Так, незадолго до дня икс он появился по левую руку от вождя президента Путина на мероприятии сторонников партии, а потом и в эфире «Камеди клаб» на федеральном телеканале ТНТ, в выпуске, посвященном выборам в Госдуму.

Очевидно, Будуев понимал, что партия не наберет в межрегиональной группе достаточно голосов, чтобы протащить трех депутатов. Но оставался шанс, что центральный аппарат либо перераспределит голоса с других округов, либо, кто - то из лидеров федерального списка отдаст свой мандат. Но чтобы это случилось нужно засветиться и понравиться в Москве, что Будуевым и было блестяще проделано. В итоге, кресло депутата почти в его руках. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»

Фото russianstock.ru