Великая бурятская стагнация

 
«Республика» подводит  промежуточные итоги первого десятилетия работы Вячеслава Наговицына на своём посту.  Предварительные выводы не утешительны, республика много лет стоит на месте, а то и катится назад. 
 
Сегодня, когда  политическое противостояние действующей власти и национальной оппозиции находится в самом разгаре, чего  только не пишут об эффективности главы и его правительства.  И не всегда эти статьи лестны и не всегда объективны.  Однако всем  этим субъективным и эмоциональным оценкам можно положить конец простой статистикой.  К сожалению, она удручающа. 
 
Вспомним 2006-2007 год, время, когда полный энергии и планов, новоиспеченый президент Бурятии Вячеслав Наговицын не осторожничал по поводу светлого будущего республики, ставя перед собой сложные задачи  и темпы роста бурятской экономики опережающие даже показатели Китая.   В интервью и аналитических статьях тех лет то и дело сквозит безудержный оптимизм в духе лучших времён советских пятилеток. Это сейчас мы знаем нашего лидера как осторожного и очень прагматичного человека, но тогда это был другой Наговицын. И наверное он был искренен, только вот не хватило сил или умения, или мы сами во всём виноваты, не знаю. 
 
Мне на глаза совершенно случайно попалась статья из архива еженедельника «Номер один» датированая 2007 - ым годом. Называется она «Наша новая Бурятия через 10 лет», написана по мотивам докладов и отчётов в Кремле Вячеслава Наговицына, что в свою очередь было  основано на программе СЭР до 2017 года. 
 
По прогнозам того времени, к 2017 году, а это  вот завтра уже почти,  средняя зарплата в республике должна составить 45 тысяч рублей, бюджет стать полностью бездотационным уже к 2015 году, а ветхое и аварийное жильё сгинуть без следа. Кроме того, собственные доходы  бюджета должны составить более 67 млрд рублей, а валовый региональный продукт увеличиться в пять раз, со 100,4 млрд до 554,5 млрд рублей. Таким образом, по замыслу  новой команды правительства, Бурятия сняла бы с себя ярлык «неполноценности», который приклеивается ко всем дотационным регионам.  
 
Такой резкий всплеск роста экономики должны были обеспечить следующие мероприятия: 
 
За 10 лет у нас в Республике будет построена Мокская ГЭС, корпорация «Металлы Восточной Сибири» осовит и выведет на проектные мощности десятки месторождений полезных ископаемых, будут воплощены в жизнь все основные проекты по особой экономической зоне типа «Байкал», встанет на ноги крупное аграрно - промышленное производство, к нам придёт газификация, будут работать крупные деревообрабатывающие предприятия, на территории республики начнёт создаваться крупный транспортно - логистический центр.
 
Ну и по мелочи,  светлое будущее сулило нам  100% обеспечение  мест в детских садах всем нуждающимся, ликвидацию очереди на социальное жильё и много чего другого. При этом в статье указывается не только конкретный отрезок времени, когда всё это должно случиться, но и уверяется, что все индикаторы, несмотря на амбициозность, легко  достижимы. Далее приводятся конкретные расчёты экономистов.  Конечно, кое -  где проскальзывает отсылка к разным сценариям,  инерционному, базовому и оптимистическому. Но инерционный почему - то отпал сразу. 
 
Этот сценарий практически  не применим  к нашей республике, потому, что в этом случае не нужно ничего делать, а, как говориться, сидеть сложа руки и ждать манны небесной.
 
Однако, время показало, что мы не только не сидели сложа руки, но и всячески вредительствовали, если  в ключевых местах мы не достигли даже инерционных прогнозов. 
 
Бюджет. Вопреки прогнозам из прошлого, бездотационность ни  сегодня, ни через два года нам не грозит. Дотационность бюджета на 2015 год составляет 47,9%, в 2006 она равнялась 47,3% и при самом плохом сценарии не могла быть больше 39,9% к сегодняшнему дню. Собственные же доходы выросли по сравнению с 2006 годом всего на 8 с лишним миллиардов рублей и составили 19,7 млрд сегодня. Боюсь, что за два года собственных доходов до 67 млрд нам никак не вырастить, так что о сильной и самодостаточной Бурятии говорить немного стыдно. 
 
Доходы населения и ВРП. Сегодня средняя заработная плата  по республике составляет 28 тысяч рублей, успеет ли она вырасти до 45 тысяч к 2017 году тоже большой вопрос. Однако кое - какой индикатор относящийся к доходам населения всё - таки будет выполнен - это количество людей живущих на доходы ниже прожиточного минимума. По прогнозам это население должно сократится в два раза.  В 2006 году по данным Бурятстата  283, 9 тысяч жителей республики находились за этой страшной чертой, что составляло 29,5 % ! от всего населения Бурятии. Сегодня цифры выглядят лучше. 156,3 тысячи человек, что составлят 16,1% от всего населения республики.  То есть, к 2017 году показатель двукратного уменьшения будет достижим.  Однако, если учитывать, сколько человек осталось совсем близко к черте, показатель так себе. ВРП за восемь  лет вырос не пятикратно, как обещали, а всего в два раза и составил 204 млрд рублей в 2014 году. 
 
Жильё. Одной из самых утопический задач, провозглашенных тогда, была полная ликвидация фонда ветхого и аварийного жилья. В 2005 году доля такого жилья составляла 7,2% от всего жилищного фонда, в физическом выражении -  один миллион 238 тысяч квадратных метров. Что сейчас?  Оно по - прежнему на месте. По данным на 2013 год, его доля составляет около 5 %, в физическом выражении один миллион десять тысяч квадратных метров.
 
Лично Вячеславом Наговицыным была поставлена задача ликвидации очередей на социальное жильё, фонд которого составлял бы от 20 до 25 % от всего жилого фонда, а это несколько миллионов квадратных метров. 
 
- Такие амбициозные задачи, - говорил Наговицын, - ставит ограниченное число субъектов России, но наша республика взялась ликвидировать эту проблему, а в дальнейшем  создаст такие экономические и социальные условия, чтобы подобной проблемы больше в Бурятии не возникало. 
 
К сожалению, больше о социальном жилищном фонде никто не упоминал. Данных нет даже у Бурятстата. Однако непрекращающиеся скандалы в этой сфере, такие как  недавняя отставка очередного министра строительства Бурятии,  напрямую указывают на серьёзные проблемы. 
 
Большие задачи берет на себя правительство республики в области защиты материнства и детства. К 2011 году полностью обеспечит детскими  дошкольными местами всех нуждающихся. 
 
По данным 2006 - го года на 100 мест в детских садах приходилось 95 детей, а очередь составляла  9097 человек,  в 2013 году 122 ребёнка на 100 мест, а очередь выросла  до  30540 детей. Хорошая получилась обеспеченность. 
 
Конечно,  даже тогда в правительстве понимали, что давать такие прогнозы просто так - самоубийство, поэтому  везде есть маленькая ремарочка «если выгорят инвестиционные проекты, но они не могут не выгореть, так что не беспокойтесь, всё будет». А ведь не «выгорели». Каждый проект, который ставился в 2007 году в основу благосостояния республики, как пощёчина. Мокская ГЭС, газификация, Байкальская гавань, туристический кластер, деревообработка, «десятки» месторождений МВС, агропромышленный комплекс, сельское хозяйство и развитие малого бизнеса. Почти ничего из крупных  инвестпроектов  не выстрелило, на каждое начинание правительства сотни  скандальных  инфоповодов в СМИ, а то и целые войны, как было с РАЛИКом  например. Бесконечные унижения от Москвы, хрен вам выравнивание тарифов, хрен вам ГЭС и газификация, хрен вам комплексное развитие Забайкалья. Так и прошли годы правления Наговицына, под знаком великой  бурятской  стагнации и печали. И при этом он вроде как не виноват, оптимист был просто.