Восход ужаса

 

Шокирующее убийство пятилетней девочки в пригороде Улан-Удэ стало итогом политики стихийного равнодушия городских и республиканских властей к проблемам разрастающихся сельских трущоб.

 

Эксперты считают,  что таких преступлений будет больше,  и совершаться они будут чаще, если и дальше продолжать игнорировать неконтролируемую миграцию населения,  а также процессы, возникающие в этом новом, зачастую безработном, пьющем и  люмпенизированном сообществе.

В это жестокое убийство,  отягченное сексуальным насилием, трудно было поверить. И тем страшнее,  что преступником оказался не маньяк и не душевно больной,  а просто сильно пьющий сосед по садовому товариществу, отец двоих детей,  при этом характеризующийся положительно. А значит преступление носит выраженный социальный характер, отпечаток той среды, в которой жили и преступник и его жертва.  

При этом удивительно, но и сейчас, после поимки обвиняемого, это убийство обсуждается только с точки зрения криминалистики. Следствие проделало титаническую работу,  было отобрано полторы тысячи образцов генетического материала, опрошены жители 11 садоводств, поселков Загорск и Машзавод, проведены молекулярные экспертизы, привлечены специалисты из центрального управления Следственного комитета. Все силы личного состава МВД были брошены на поиск преступника. В конце концов его нашли.  И на этом история для широкой публики закончилась. В СМИ появились новые темы. Чиновники и правоохранители вздохнули свободно. Но проблема все еще там,  на этих темных улицах, на этих грязных кухнях,  заваленных пустыми бутылками, в головах отупевших от безделья и безденежья людей. Поймав преступника мы нисколько не решили проблему, породившую этот ужас,  мы просто замели мусор под ковер. До следующего раза…

В том,  что он настанет не сомневаются ни социологи ни правоохранители,  работающие непосредственно в поле.  

Стихийно сколоченная среда деревенского гетто в окрестностях Улан-Удэ почти уникальна для нашей страны.  Однако гордиться этой уникальностью вряд ли стоит. Физически формирование этой среды все еще продолжается, люди массово нелегально застраивают окраины,  пользуясь коррупцией в мэрии  и полагаясь на собственное везение и наглость. При этом менталитет они везут с собой. Поэтому с точки зрения благополучия окраины не однородны. Где -то люди живут относительно спокойно, видны признаки формирующегося цивилизованного сообщества, что является заслугой только самих людей,  а где -то, как в нашем случае в СНТ «Восход», все очень печально.

В этой страшной истории  отразился целый спектр проблем, характерных для современного пригородного Улан-Удэ: безнадзорные дети, потому,  что нет мест в детских садах,  многодетная мать, таксующая по ночам, девочка,  по-деревенски доверчивая к взрослым. Равнодушные соседи, которые с трудом друг друга знают в лицо. Безденежье, беспробудное пьянство и безделье, столь характерное для сегодняшней деревни.

Социологи и журналисты из года в год бьют в набат, в городе зреет социальная бомба, нарыв, который вот вот прорвется, однако кроме формального подхода от республиканских и городских властей ничего больше добиться не удалось, даже внятной статистики.

Все,  что сегодня есть -это самостоятельные исследования ученых и общественников. Анализ криминогенной ситуации,  влияние отсутствия инфраструктуры, досуга, работы и т.д. Ближе всех с ситуацией знаком Анатолий Бреславский, посвятивший изучению пригородов Улан-Удэ,  в том числе социальных групп, проживающих там,  несколько лет.

Анатолий Бреславский кандидат исторических наук, сотрудник БНЦ СО РАН.

«Долгое время, когда мы говорили с моими информантами о правопорядке на территории пригородных поселений, речь главным образом шла о высоком уровне краж имущества местных жителей (особенно во время строительства домов). Случаи более тяжких преступлений (убийств, разбоев и пр.) были единичны и на общегородском фоне не выделялись. Ситуацию с кражами и другими правонарушениями усугубляет то, что в большинстве новых пригородных микрорайонов отсутствует ночное освещение. Даже крупные ДНТ обычно не решают эту проблему. К этому необходимо добавить, что местные поселковые отделения полиции не были рассчитаны на столь значительный рост территорий для патрулирования. А это очень важный момент в деле поддержания правопорядка. Не думаю, что участившиеся и ужесточившиеся преступления в пригородах - есть прямое последствие отсутствия инфраструктуры, досуга, хотя это оказывает свое влияние. Думаю, главные причины - это присутствие криминальных элементов и низкий уровень жизни отдельных граждан и их семей, плюс большая нагрузка на органы правопорядка при малом штате. Это касается как патрулирования, так и обхода участковыми своих участков, знакомство с местными жителями и пр. Что касается отсутствия инфраструктуры досуга и развлечений…это тоже очень серьезно, ведь далеко не многие имеют возможность пользоваться при необходимости инфрастры досуга отдыха и развлечения в Улан-Удэ, из-за отсутствия денег, личного автомобиля и пр.  Когда нечего делать дома, нет работы, начинаются пьянки, а за ними и преступления. Но это еще и вопрос родительского контроля. Как часто мы видим, что дети предоставлены сами себе на улице. Это касается не только пригородов, но и городских районов.»

Сотрудники полиции, работающие в пригородах также утверждают,  что поток мигрантов из села не уменьшается,  а финансирования,  как и личного состава,  больше не становится.

- Все эти страшные преступления,   особенно в отношении половой неприкосновенности несовершеннолетних, в большинстве своем происходят под влиянием алкоголя, - говорит оперативник одного из пригородных отделов МВД на условиях анонимности. - Купить алкоголь в таких местах не проблема,  причем продают его частники, и днем и ночью,  а штраф для физических лиц всего 5 тысяч.  Не страшно, а бизнес выгодный,  неудивительно, если в каждом втором дворе пьют по-черному.

Сказать,  что работать в этих ДНТ и СНТ трудно, значит ничего не сказать. Мы даже,  выезжая на вызов, часто сами теряемся и с трудом находим нужную улицу и дом.  Искать преступников сложно,  люди друг друга не знают,  базы как таковой нет, потому,  что мало кто там по прописке живет.  Такие места это вообще рай для скрывающихся, бывает любопытные экземпляры находим совершенно случайно.  Скрываются от преступлений, совершенных  в других районах, а то и в других субъектах РФ, скрываются от долгов,  алиментов, бандитов. И вот эта концентрация криминала уже не шуточная. Помножьте на алкоголь,  вот вам и картина.  А девочку эту до слез было жалко,  у нас тут часто дети гибнут, все от недосмотра, кто в реке тонет,  кто под колеса местным пьяным джигитам попадается, а сколько калечится на федеральной трассе, в прошлом году мальчик в шлаке обгорел до костей на котельной…Но чтобы такое, у меня у самого дочь, это за гранью вообще. И ведь с каждым годом,  все хуже и хуже обстановка.