Востребованная профессия

 

Почему молодые люди стремятся быть ламами в Бурятии.

 

В республике  насчитывается более тысячи буддийских священнослужителей. Каждый год только в университет Традиционной буддийской Сангхи поступает около ста студентов. При этом, по словам руководства университета, до выпуска доходит не более 10 процентов. Тем не менее, количество лам в республике скоро дойдет до показателей дореволюционной России, когда каждый десятый мужчина - бурят был ламой,  и этому есть много причин.

Уйти в монастырь

Стремление молодых людей стать священнослужителем не всегда продиктовано религиозными мотивами. В последнее время быть ламой не только почетно в бурятском обществе, но и весьма прибыльно. Услуги лам востребованы в любом уголке республики, наиболее именитые открывают собственные дуганы и ведут «частную» практику. Зачастую с доходов одного ламы кормятся несколько бурятских семей. Это делает «профессию» ламы в Бурятии, где безработица зашкаливает, а уровень зарплат оставляет желать лучшего, весьма востребованной.

В этом нет ничего страшного, так как, несмотря на получение прибыли, ламы все равно являются носителями бурятских традиций, хранителями духовности, а где - то и просветителями.  Однако, среди желающих стать хувараками (послушниками, учениками) есть и особая категория, о которой в Сангхе предпочитают не распространяться, это «косящие» от армии, а иногда от уголовного преследования, или просто слоняющиеся без дела молодые люди, отправленные родней на «перевоспитание». Настоящими ламами такие хувараки становятся редко, однако подпортить жизнь другим ученикам они могут.  Поговаривают, что в среде  хувараков Сангхи  имели место случаи дедовщины, избиений и даже убийство.

Истоки Учения

В 1991 году Постановлением Центрального духовного управления буддистов России в Иволгинском дацане был открыт буддийский университет «Даши Чойнхорлин» (в переводе с тибетского «Земля счастливого Учения»). Открытие стало возможным благодаря развитию буддизма в России, строительству новых дацанов, организации дхарма-центров в разных районах этнической Бурятии, Калмыкии, Тувы, городах Российской Федерации, укреплению международных связей. Главной задачей университета стало возрождение традиций буддизма и востоковедения в России.

Занятия начались в феврале 1991 года. Тогда были приняты хувараки  на два факультета: философский и медицинский). В последующие годы были открыты факультет тантры, факультет Дуйнхор (Калачакра) и факультет буддийской живописи, астрологии. В 1999 году Буддийский университет получил государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности в области религиозного образования.

Сегодня «Даши Чойнхорлин» сильно изменился. Здесь также работают все прежние факультеты за исключением медицинского. Сегодня эти факультеты носят название философский, тантрический, иконографический. Хувараки учатся по особому графику – с утра занятия, вечером – диспуты по различным темам.

Для того, чтобы стать хувараком нужно быть не моложе 15 лет и окончить  хотя бы 9 классов общеобразовательной школы. Зачисляют в хувараки юношей и из старших классов школы либо выпускников. Здесь не имеет значение балл по ЕГЭ или ОГЭ. Абитуриент проходит собеседование, компьютерное тестирование и изложение. По словам ректора университета Дымбрыл ламы, стать хувараком может любой желающий юноша. Девушек сюда на учение не принимают. А вот молодые парни съезжаются на учебу со всей страны и из разных уголков мира. Сейчас среди студентов есть жители Калмыкии, Тувы, Забайкальского края, Иркутской области и других регионов страны и дружественных России стран.

Зачем идут в хувараки

В дореволюционные времена у бурятов в многодетных семьях было принято одного из сыновей отдавать на воспитание в дацан. По одной из версий, это было связано с тем, что в условиях монастырской дисциплины, мальчики получали все необходимые знания, чтобы впоследствии стать священнослужителями. По другой, прозаично многодетные родители не могли прокормить всех детей и это был один из способов сохранить сытую жизнь своему ребенку.

В истории есть несколько фактов о том, что многие отправлялись за сакральными знаниями пешком в Тибет. Дорога в одну сторону занимала год. В период расцвета в каждом бурятском дацане насчитывалось от 400 до 800 лам и 800-1500 хувараков. Каждый десятый мужчина был ламой.

Сегодня в «Даши Чойнхорлин» вместо обряда студенческого посвящения хувараки проходят иную процедуру – дают обет послушания. Это предполагает отказ от вредных привычек таких, как курение, алкоголь, наркотики. Всего в списке ограничений для монахов около 200 пунктов.

В университете своя философия. В основе занятий лежит традиция школы «гелуг». Это изучение старобурятской письменности, тибетского и английского языков, истории и этнографии, а также освоение компьютера. Все здесь делается строго по расписанию.

Обучение в университете бесплатное. Срок обучения 8 лет, после чего студент-хуварак получает посвящение в ламы и может быть зачислен в штат одного из дацанов, вести частную практику или продолжить образование в Монголии или Индии.

Как живут будущие ламы

Медитация и просветление – современная планка успешного буддиста. Желающих получить религиозное образование много. Но к выпускному курсу остается лишь 10% поступивших. Сложнее всего европейцам - выходцам из Украины, Белоруссии и других стран. Они далеки от философии буддизма и их представления часто не совпадают с реальностью.

Преподаватели университета утверждают,что за дисциплиной тут смотрят строго.  Например, за опоздание на занятия хуварак подвергается наказанию. Он должен сделать 108 простираний: сложив ладони в форме нераскрывшегося лотоса, они подносят их к макушке головы, затем ко лбу, подбородку и сердцу. Потом касаются ладонями земли, опускаются на колени, и ложатся, касаясь поверхности лбом, вытягивают руки перед собой, поднимают их и встают. Все это сопровождается начиткой соответствующих мантр.

По словам ректора, хуваракам сложно лишь на первом курсе обучения. Когда молодой парень попадает в стены учебного монастыря, ему необходимо привыкнуть. Бывает возмущение и небольшие конфликты в коллективе только поступивших учащихся. Однако их удается пресекать преподавателям.

- Отдельных методов поддержания дисциплины у нас нет. Помогает только философское учение, которое предполагает мирное сосуществование и другие философские знания бытия,- говорит Дымбрыл лама.

Буддийская философия гласит: «Гнев является самой разрушительной силой,- терпение его противоположность. В буддизме терпение означает самообладание и смирение, которое позволяет сохранять спокойствие при любых провокациях и враждебных выпадах. В особенности оно определяет способность не давать выхода своему гневу. Терпение очень важно и только так можно победить гнев в себе и окружающих…».

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»