Евразийский символизм Виктора Жидяева

 

В Улан-Удэ вспомнили одного из самых недооцененных художников современности из Бурятии.

 

Виктора Жидяева уже нет в живых, но его работы продолжают будоражить сознание людей. Так, в конце апреля в Бурятии прошла презентация книги Светланы Ангарской “Просветленные”, иллюстрациями к которой стали картины Виктора Жидяева.

Врубелевские традиции

Виктор Жидяева прожил трудную, но потрясающую жизнь. Он не воспринимал соцреализм, за это был гоним, он не гонялся за карьерой, не был членом союза художников Бурятии и СССР, признание к нему пришло слишком поздно. Но оставил после себя блестящее наследие в лице своих полотен и целой плеяды великолепных учеников.

- Хочу сказать. Что жизнь иногда осчастливливает. Меня жизнь осчастливила, когда в 2014 году я познакомилась с Виктором Жидяевым и у нас сложился счастливый творческий союз, - сказала Светлана Ангарская на презентации книги.

Иллюстрации Виктора Жидяева к книге Ангарской  заняли призовое место в номинации «Лучшие иллюстрации к произведениям художественной литературы».

В январе 2015 года на самом пике творчества и признания мастера не стало. Уже после его смерти писательница Светлана Ангарская вместе с его ученицей Антонидой Мелешко организовала выставку «Виктор Жидяев. Искусство, рожденное на Байкале» в Санкт-Петербурге, в известном объединении «Фотоцентр». В рамках выставки был организован Круглый стол по теме : «Трансформация врубелевских традиций в творчестве бурятского художника Виктора Жидяева».

Виктор Иванович Жидяев родился в Улан-Удэ. Его родители приехали в наш город из Ульяновской области на строительство ЛВРЗ, практически спасаясь от города. Отец был краснодеревщиком, мама работала санитаркой в больнице. Еще в детстве Жидяев проникся искусством и вопреки желанию родителей после школы поступил в Иркутское художественное училище.

Его первая серьезная работа – иллюстрации к книге А.М. Грачева «Лесные шорохи».

С 1959 по 1963 он преподавал на худграфе Улан-Удэнского педагогического училища №1. Параллельно работал художником в газете «Буряад Унэн». С 1963, в течение года, работал на Улан-Удэнском телевидении. В этот период создал несколько мультипликационных фильмов. Затем министерство культуры направило его работать в Петропавловку Джидинского района на должность заведующего постановочной частью в Народном театре.

В 1970 году вновь вернулся к преподавательской деятельности. Работал преподавателем рисунка, живописи и композиции на художественно-графического училища педаогического училища. Он следил за развитием мировой художественной культуры, очень любил Врубеля, ценил Пикассо. Он мыслил по-другому. И поэтому не вписался в общую картину художников Бурятии, которые работали в технике соцреализма.

Гонимый художник

Учил студентов не только рисовать, но и мыслить, чувствовать искусство через классическую музыку и театр. Одним из первых знакомил своих студентов с современными течениями в искусстве ( сюрреализм, поп-арт, абстракционизм, европейский авангард) , что было достаточно новаторски в тот период, а тем более в далекой Сибири.

Его стиль и методы работы со студентами, которые чрезвычайно уважали Виктора Ивановича, не были приняты другими педагогами и художниками, так как в тот период почитался социалистический реализм. Из училища его «ушли» со второй попытки.

На выставке в Санкт-Петербурге его ученик Виктор Перякин говорил, что Виктор Иванович тайком знакомил их с творчеством авангардистов, сюр-реалистов. Каким-то образом он узнавал о талантливых современных художниках, приносил журналы, репродукции.

Его ученик Юрий Невский, ныне главный редактор журнала «Байкал» уже с высоты своего жизненного опыта так оценил значение творчества своего учителя.

– Надо представить атмосферу тех годов – 60-70-х. Все новое, прогрессивное наталкивалось на железные барьеры. А Виктор Иванович, как преподаватель, учитель обладал даром притягивать к себе учеников. Он был как магнит. К нему тянулась молодежь. От него можно было узнать какие – то новинки, какое – то новаторство, он говорил достаточно смелые по тем временам вещи. Сейчас молодежи, в век интернета нас довольно трудно понять. А в то время какой-то потрепанный журнал о современном искусстве переходил из рук в руки, на ночь давали почитать. Информация поступала буквально по крупицам, очень и очень дозированная. Люди делились ею, передавали друг другу, учились друг у друга. Конечно, нельзя ассоциировать Виктора Жидяева с борцами против режима того времени, против системы. Речь идет о том, что мир развивался, развивалось искусство, появлялись новые направления, новые материалы, а до нас – то они не доходили. Бесконечно рисовать доярок или трактористов, что требовалось от соцреализма, было невозможно. И Виктор Иванович выводил нас за общепринятые рамки.

В 1979 году по просьбе архитектора города Зильбермана он возглавил Общество самодеятельных художников при РЦНТ. Он создал студию «Палитра». И как бережно с любовью он относился к народным мастерам и учил их. Тогда никому не известные мастера поражали своей самобытностью - Лубсан Доржиев, Цырен-Намжил Очиров, Виктор Конечных и многие другие. Работы последнего вошли в итальянскую Всемирную энциклопедию художников-примитивистов.

Отец бурятской графики и живописи

Он рассказывал своей жене Ларисе, как много они творили и никому их произведения были не нужны. Навсегда врезалась в память такая картина – затопило какое-то помещение и в воде плавали картины одного из художников, а по ним ходили люди. Это было так больно и горестно. Лубсан Доржиев был ярким представителем буряад зураг – плоскостного изображения, рисовал быт бурят и буддийские танки, а Цырен-Намжил Очиров был потрясающим примитивистом. Сейчас они классики бурятского искусства.

Десять лет Виктор Жидяев работал в Детской художественной школе города Улан-Удэ – с 1982 по 1992 г.г. Но он не мог уже без студентов, без молодежи. И в 1982 году была создана Экспериментальная творческая студия «Экорше».

О, это был глоток свежего воздуха и для учителя, и для учеников. Он с радостью делился с ними своими знаниями, мастерством и новыми веяниями в искусстве. В принципе, работа, которую он вел в педучилище, была продолжена в студии. И у него занимались художники - Тимур Манжеев, Николай Дудко, Владимир Поспелов, Леонид Семёнов, Сергей Вершинин, Станислав Самбуев, Юрий Невский, Александр Ишигенов, Виктор Утенков. Сейчас это признанные художники, театральные художники, иконописцы православных и буддийских икон, дизайнеры, писатели. «Экорше» проводила в годы перестройки  выставки. Принимал их у себя в молодежном театре Анатолий Борисович Баскаков.

В 2012 году на международной выставке «Человек и город» в Иркутске триптих «Музыка города. Денис Мацуев» был по достоинству оценён и приобретён Домом музыки именитого современника. Лишь в 2012 году, когда художнику было 74 года, в Улан-Удэ впервые была организована его персональная выставка. В 2014 в Москве прошли еще две выставки Жидяева. Причем сначала знакомство москвичей с творчеством сибиряка произошло, когда он написал портрет бабушки скульптора Даши Намдакова. Тогда эксперты оценили картину и пригласили его организовать свою выставку в столице.

 

Надежда Гармаева, «Центральная газета»