Легенды Байкала Зандана Дугарова

 
Древние петроглифы, воплощенные в камне и бронзе, портреты известных бурятских деятелей культуры, образы-трансформеры и современные композиции – все это можно увидеть на выставке известного скульптора Зандана Дугарова «Легенды Байкала». Она открылась в галерее скульптуры Иркутского областного художественного музея, сообщает «Областная газета».
 
– Байкал для меня это не географическое и не физическое понятие, его невозможно измерить кубометрами воды, – отметил Зандан Дугаров. – Для меня этот субъект – живой организм, неисчерпаемый источник вдохновения. А его легенды – это не только мифы, сказания и петроглифы на скалах вокруг него, но и люди, населяющие его берега.
 
 
На выставке можно увидеть 28 работ заслуженного художника Бурятии Зандана Дугарова. Он пошел по стопам своего отца, члена-корреспондента Российской Академии художеств, стоявшего у истоков образования Всебурятской ассоциации развития культуры, народного художника СССР Даши-Нимы Дугарова. В 1990 году Зандан с отличием окончил отделение монументальной скульптуры художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной. С 1991 года начал работу с учениками отца по реставрации Цугольского, а с 1996 года – Агинского дацана. Свои первые работы Зандан Дугаров выполнил в мраморе и граните, и до сих пор он считает камень своим любимым материалом. В 1998 году его мраморную скульптуру «Спящий воин» приобрела Третьяковская галерея. Сейчас его произведения также находятся в коллекциях Национального музея Республики Бурятия, Иркутского областного художественного музея и Омского музея изобразительных искусств. Несколько монументальных скульптур автора установлены в Улан-Удэ, Новосибирске, Забайкальском крае и Иркутской области. В нашем регионе работу Зандана Дугарова «Бродяга» можно увидеть в Ольхонском районе по дороге в поселок МРС.
 
 
В фойе галереи зрителей встречает скульптура «Похищенное счастье». Это эскиз памятника классику современной бурятской литературы Даширабдан Батожабаю, автору знаменитой трилогии «Похищенное счастье», которую переиздавали большими тиражами в Москве, а также перевели на украинский, литовский, монгольский и другие языки. Перед нами мальчик-сирота. Об этом говорят скрещенные за спиной руки, ведь именно так, опустив голову, ходили у бурят сироты. Но в какой-то момент мальчик поднял голову к небу, видимо, с просьбой о счастье, которое было у него похищено. В первом зале также представлены работы, характеризующие Зандана Дугарова как скульптора-портретиста.
 
Здесь можно увидеть «Портрет Даши-Нимы Дугарова» – отца скульптора. Одну из первых и любимых работ скульптора – «Бакарушка» – портрет друга Бакара Бакрадзе, с которым он учился в училище им. В.И. Мухиной. На выставке также представлены эскизы к памятникам. Среди них – «Не вернувшиеся в 1930-е–1940-е годы», который предполагалось установить в Агинском округе, недалеко от железнодорожной ветки в Китай, ведь именно по ней в 1930-е годы увозили репрессированных, а в 1940-е – уезжали на Великую Отечественную войну. Перед нами – старушка-мать, которая смотрит в сторону дороги и ждет, когда вернутся ее любимые. В соседней витрине – проект памятника «Держатель Вселенной».
 
– Вселенная бесконечно велика, но для каждого человека она имеет свои границы, для одних это может быть и целый космос, а для других – заключаться в одном-единственном человеке, как в данном случае, – пояснила заведующая экспозиционно-выставочным отделом Иркутского художественного музея Алена Кабунова.
 
Следующий условный блок работ на выставке представляет современную скульптуру, в которой художник минимизировал все детали, оставив только идею.
 
– Нужно отметить, что Зандан Дугаров, несмотря на свою известность, остается очень ищущим мастером, – отметила Алена Кабунова. – Его привлекают совершенно разные темы, он работает в различных стилистиках и в то же время некоторые может совершенствовать многие годы. Например, представленное здесь изваяние «Дорога» – третий вариант интерпретации этого образа. Название композиции отсылает зрителя к понятию Дао, которое в китайской философии имеет значение «путь человека».
 
В своем творчестве Зандан Дугаров часто обращается к истории и мифологии. Так, бронзовая скульптура «Колесница» выполнена по мотивам древних петроглифов и словно напоминает оживший наскальный рисунок. Тема архаики прослеживается в работах «Сэргэ» и «Утугун», которые символизируют мужское и женское начала. Парная композиция «Гоа-марал» – это зооморфный образ-трансформер. «Гоа» означает «красавица», марал – олень, таким образом, название можно перевести как «прекрасный олень». Кстати, в древних летописях описывается, что прародителями монгольского народа являются Гоа-Марал и ее супруг Бортэ-Читно. Следующая композиция рассказывает еще один миф о предках бурятского народа «Эхирит, Булагат и Пестрый Налим». Кстати, эта скульптура из собрания Иркутского художественного музея.
 
Узнать о других мифах и легендах Байкала на выставке Зандана Дугарова можно до 22 января.