По стопам отца

 

Дочь известного режиссера Баира Дышенова снимет короткометражку о бурятском языке.

 

23-летняя Наран-Ханда Дышенова является студенткой ВГИКа и учится на исполнительного продюсера. Связать свою жизнь с кино девушка решила, наблюдая за работой своего отца – известного в Бурятии и за ее пределами режиссера Баира Дышенова. До этого занималась танцами, ходила в музыкальную школу, играла в школьном театре, а также изучала журналистику в БГУ.

- Работая с папой над одним из его фильмов, поняла, что это близко мне. А исполнительный продюсер - это и творчество и организаторская работа, то, что нужно для меня, - рассказывает Наран.

Как отмечает сама, отец положительно отнесся к тому, что дочь решила идти по его стопам.

Приехав в Москву, Наран сразу почувствовала, что темп жизни мегаполиса значительно отличается от провинциального:

- Москва все-таки очень быстрая и очень яркая, в отличие от нашего маленького Улан-Удэ. Но я все-таки понимаю, что не переехала в Москву полностью. Теперь у меня два дома, - признается девушка.

Поступив во Всероссийский государственный университет кинематографии, Наран полностью погрузилась в творческую среду.

- ВГИК – это нечто не объяснимое, тот, кто тут не был, не поймёт. Безумное, творческое и интересное место. А производство кино - это действительно магия. Тут столько ловушек, столько интересных штучек, что просто знать их все невозможно, - с восхищением делится будущий кинодеятель.

Являясь носительницей бурятского языка, Наран очень остро воспринимает нынешнюю тенденцию, когда молодые буряты не владеют своим родным языком.

- Современном мире, к сожалению, бурятский просто не популярен. А молодёжи, как известно, нужно что-то популярное, мейнстримное. И мне это не нравится. Мои дети должны знать бурятский, - твердо настроена девушка.

При помощи своего дебютного короткометражного проекта под названием «Тоонто Нютаг» (с бур. Малая Родина) Наран хочет поднять глобальную проблему сохранения исчезающих языков на планете через призму бурятского языка. Так, родной язык, согласно статистике, знают всего 38% молодых бурят.

Сюжет фильма расскажет о девушке Аяне, которая живет в Иркутске. После смерти бабушки, жившей в Бурятии, Аяна находит ее дневник, написанный на бурятском языке. Не зная языка, но очень желая понять, что же в нем написано, девушка просит помощи у молодого человека по имени Дмитрий, увлекающегося редкими языками. В процессе перевода молодые люди сближаются, но это приводит к разногласиям в семье. В последствие, и у самой девушки просыпается желание выучить бурятский язык. Перелистывая страницы дневника, она узнает о сложностях во взаимоотношениях бабушки и матери. Вспомнив детские годы в Бурятии и чувствуя свою связь с корнями, Аяна решает вернуться на свою «Тоонто Нютаг».

- Сценарий прост. Девушка, учит свой родной язык, и это помогает ей обрести дом, родину. Мы много месяцев живём этой идеей, много было изменений, обсуждений и вот сейчас мы почти готовы, - говорит Наран. Сейчас в команде всего два человека: сама Наран и сценарист Елена Шейко, которая также является студенткой ВГИКа.

- Елена учится на сценариста, сама она с Украины. Нас поселили вместе в общежитии, и мы нашли с ней много общего, - признается Наран.

Наша землячка много рассказывала подруге о своих родных краях, красоте Байкала, и в какой-то момент у Елены появилась идея, которую девушки сейчас и пытаются реализовать.

Проект фильма в июне участвовал в IX Питчинге дебютантов в Москве. Экспертную комиссию заинтересовал сценарий «Тоонто Нютаг», и фильм получил поддержку «Лиги Кино» в виде скрипт-докторинга (доработка сценария под руководством профессионала).

На данный момент Наран и Елена собирают необходимую сумму для съемок своего дебютного фильма. Для этого нужно 190 тыс. рублей. Съемки будут проходить в Иркутске, Улан-Удэ и на Байкале. Для того чтобы собрать необходимую сумму, девушки воспользовались краудфандинговой платформой planeta.ru. Это такой сайт, где все желающие могут пожертвовать любую сумму на помощь съемочной группе, выкупить реквизит со съемок или приобрести именную версию фильма. Все полученные деньги пойдут на съемки кинопроекта.

Как признается Наран, способ этот не из легких, так как люди к подобному еще не привыкли.

- Очень мало тех, кто готов таким образом вносить свои деньги, с этим у нас и проблемы. Но у кого-то, да, выходит однозначно. Посмотрим, как у нас будет, - со сдержанным оптимизмом произносит Наран-Ханда.

Сейчас интересы Наран полностью сосредоточены на съемках «Тоонто Нютаг». Загадывать далеко в будущее ей не хочется.

- Сейчас думаю только о том, чтобы реализовать данный проект. А дальше – как пойдёт,- улыбается она.

 

Антон Иршутов, «Центральная газета»