Политик номер два

 
В Бурятии появится должность премьер - министра.


Такую возможность не отрицают политические аналитики. Разделение  ныне существующей должности губернатора и председателя правительства, которую сейчас совмещает Вячеслав Наговицын, позволит успокоить накал политических страстей в регионе и упорядочить работу правительства, считают эксперты.

Серые кардиналы сибирского федерального округа выходят из тени, занимая полагающиеся им места в должностях  заместителей губернаторов - председателей правительства. Наглядный пример показывают наши соседи в Иркутской области. В конце октября практически завершилось формирование нового правительства при губернаторе Сергее Левченко, и впервые была опробована новая структура, в которой появилось место для премьер - министра. Им стал видный в прошлом единорос и очень опытный управленец Александр Битаров, который, в общем - то,  во многом обеспечил победу  красному губернатору.  

Пока тандем Левченко - Битаров работает как часы.  Губернатор,  как лицо региона, председатель правительства  как рабочая лошадка.  Именно благодаря Александру Битарову удалось избежать того, чего так опасались политологи -  правительства, сформированного членами КПРФ.   То есть, если визуально красного цвета в Иркутской области стало много,  то в правительстве ни одному из членов КПРФ должностей не досталось. Это позволило избежать многих конфликтов, не потерять наработанные проекты и связи и не дразнить лишний раз Кремль.  Кроме того, у Битарова  большое влияние на  парламент региона - Заксобрание, большинство в котором, как и везде, занимают единоросы. Они без проблем утвердили  и самого Битарова и всех министров, которых он им представил.  Сделать подобное Левченко вряд ли бы удалось. Однако и без Левченко Битарову было бы сложно, так как идеологическое оформление этой, по сути единоросовской команде,  потерявшей доверие в регионе, придает теперь КПРФ.

Трудно сказать на каком этапе эта разношерстная команда начнет распадаться.  Политические экперты Иркутской области считают, что долго эта идиллия и слаженность продолжаться не сможет,  и стоит только обстановке устаканиться, наладить работу правительства, как интриги и подковерные игры за влияние не заставят себя долго ждать.   Однако, пока стоит только радоваться за соседей, где сейчас проходит мощный политический эксперимент на демократию.

Бурятии сегодня  также рекомендовано попробовать изменить политическую структуру, так как выходить из политического кризиса как - то надо. Невозможно десять лет, как Вячеслав Наговицын, завязывать абсолютно все процессы на себе.

Всем  в республике известно, что  фактически функции председателя правительства сегодня исполняют два человека: руководитель  администрации Петр Носков и первый заместитель главы Иннокентий Егоров. В чем они, конечно, никогда не признаются. У Носкова  полномочий, как и амбиций, гораздо больше, а интересы чиновника выходят  далеко за рамки правительства. При этом методы, которыми он пользуется, весьма не популярны. В итоге, зачастую, если не всегда, недовольство политикой Наговицына у элит -  есть недовольство политикой Носкова.

Если бы Носков сегодня официально  занимал  должность председателя правительства Бурятии, то ему пришлось бы самому отвечать за те или иные решения.  Сейчас же у него очень удобная позиция -  огромная власть и никакой ответственности. Кроме того, в связи с заявлением Наговицына о соблюдении национального паритета, персона Носкова в роли неофициального второго лица в республике очень сильно раздражает определенные  слои населения.

Так почему бы не вывести Носкова из тени и не спросить Народный Хурал, достоин ли этот человек формировать внутреннюю политику республики? Потому как, если  фигура Носкова - эпицентр напряженности, то ее надо снимать, и фигуру и напряженность. И ставить того, кто  сможет сохранить мир. Причем не обязательно этим человеком должен быть оппозиционер. Доверие к «Единой России», в отличии от Иркутской области, у нас есть, а в команде Наговицына были и есть люди  адекватного возраста с должным политическим весом в республике и лояльностью главе.

На взгляд экспертов,  с появлением премьер- министра должна упорядочиться и вся структура правительства.  Оно должно быть рабочим, с четким распределением обязанностей.  До сих пор, например, не понятно,   зачем на пять, условно говоря, министерств, пять зампредов, играющих роль свадебных генералов  или дублирующих функции министров. Последнее ноу хау -  должность министра сельского хозяйства в ранге зампреда.  

Есть и вопросы к  полномочиям. После того как у зампреда по экономике Чепика в течении, буквально, пары месяцев  «отобрали»  несколько ключевых министерств и ведомств, оказалось, что  кроме кураторства минэкономики ему больше в правительстве делать нечего. Оказалось, что функции эти без вреда для  устойчивости республики можно перераспределять в любом порядке. А если так, то зачем  зампреды вообще нужны?  Не говоря уже о таких малопонятных должностях как представители Бурятии в Монголии и Москве в ранге зампредов.

Логичней выглядит структура с премьер - министром,  у которого только два зама,  по экономике и по социалке, и кабинет министров,  отчитывающихся лично председателю правительства.

На сегодняшний день перед Наговицыным стоит вопрос не только выиграть выборы, но и как их выиграть. Потому, что техническая победа не даст того, что требует  сегодня от регионов Кремль - стабильности. Добиться этого при существующей архаичной, громоздкой и теневой системе управления республикой будет сложно.

У самого Наговицына прекрасные рейтинги, отличная фактура, он хорошо представляет наш регион за пределами Бурятии, однако, ему явно не хватает премьер- министра,  наделенного  официальными полномочиями , который разделил бы с ним ответственность за внутреннюю политику.  Эта история была бы очень понятна населению, элитам, Кремлю. И, наверное, в ней сейчас единственно верное решение политической напряженности в Бурятии.

Евгения Балтатарова, «Республика»