Деньги не пахнут?

 
 
Жители Онохоя и Усть - Бряни продолжают жаловаться на ухудшающуюся экологию и жуткий запах, исходящий от гигантского свинокомплекса компании «Сибирская аграрная группа», однако, боятся радикальных шагов, так как на производстве работает несколько сотен местных жителей. 
 
Напомним, что АО «Свинокомплекс «Восточно-Сибирский» в селе Усть-Брянь Заиграевкого района – это градообразущее и одно из крупнейших промышленных предприятий Бурятии. Производство запущено 12 июля 2012 года. Именно тогда состоялся прилет чартерным рейсом первой партии датских поросят. Всего четырьмя рейсами было завезено 5260 свиней маточного поголовья. И буквально с первых месяцев работы свинокомплекса жители Усть-Бряни и Онохоя почуствовали неприятные запахи в воздухе. Многие связывали это именно с запуском свинокомплекса. Предприятие работает уже пять лет и до сих пор в безветренный день можно ощутить на улицах этих населенных пунктов вонь, которая буквально повсюду.
 
 
«Невозможно открыть окна, находиться на улице, очень сильно пахнет особенно по вечерам. Днем такого запаха нет. Это понятно, что дело именно в Свинокомплексе, потому что других предприятий, от которых может быть такой запах, здесь просто нет. Конечно, это раздражает, хочется прекратить это»,- поделилась пенсионерка Любовь Иванова.
 
Кроме запаха, местные жители отмечают, что время от времени близлежащие поселки накрывает странным мелким пеплом, после которого и кожа и волосы странно пахнут. Но, несмотря на общее недовольство, большинство жителей терпят. И объясняют это жизненными обстоятельствами. 
 
«Многие в Онохое жалуются на сильный запах на улице, из-за которого невозможно открыть окна в домах. И хорошо это чувствуют те, кто приезжает в Онохой, потому что сами жители в основном уже привыкли к запаху и не всегда его замечают. Но что делать? Ведь это единственное крупное предприятие в наших краях, где можно стабильно работать и заработать деньги на жизнь. Поэтому тут вопрос такой, или потерпеть запах, или сидеть без работы», - говорит жительница поселка Онохой Ирина Овсянкина.
 
Производственная мощность предприятия, согласно данным официального сайта свинокомлекса, 15,7 тыс. тонн свинины в живом весе (112 тыс. голов единовременного содержания). Их обслуживают почти полтысячи рабочих рук, большинство из которых жители Онохоя и Усть-Бряни.
 
Претензии к работе предприятия-гиганта возникли далеко не сегодня. Свиноводство считается экологически грязным производством во всем мире, поэтому пристальное внимание со стороны проверяющих органов, общественности и экологов ему обеспечено априори. «Восточно-Сибирский свинокомплекс» не стал исключением.  
 
Так, в 2014 году Восточно-Байкальская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку, во время которой выявила многочисленные нарушения законов об охране окружающей среды и природопользования, градостроительного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Возбуждено на тот момент целых 8 административных производств.
 
Прокуратура сообщала, что в нарушение требований Градостроительного кодекса эксплуатация убойного цеха осуществлялась без разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Без разрешения строились теплогенераторная, КПП с дезбаръером и автовесовой, разгрузочная для животных, являющиеся объектами капитального строительства. Но больше всего внимания привлекла угроза деятельности предприятия окружающей среде. Свинокомплекс нарушал законодательство об охране атмосферы. Предприятие не получило разрешение на выброс загрязняющих веществ от экструдера. В результате в 2013 году допущено превышение нормативов ПДК в атмосферу по саже и керосину. Надзорные органы констатировали: «Предприятием допускаются факты искажения предоставляемой в обязательном порядке экологической информации, не назначено ответственное должностное лицо за допуск к работе с отходами I-IV класса опасности. Вопреки требованиям закона, предприятие передавало отходы ІV класса опасности администрации Усть-Бряни, которая не имела лицензии на данный вид деятельности. В нарушение статьи ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» у свинокомплекса отсутствовали санитарно-эпидемиологическое заключения о соответствии скважины санитарным правилам. В нарушение статей законов 60 работников убойного цеха не прошли профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию по программе санитарного минимума».
 
При этом известно, что в результате ферментативного расщепления аминокислот и деструкции остатков непереваренного корма животных образуются такие опасные вещества, как аммиак, дигидросульфид, метан, карбонильные соединения, фенолы, 2.3 бензопирол и т.д. Кроме того, из помещений свинокомплекса наружу могут проникать микроорганизмы, бактерии, грибы, кишечные палочки, меховая и шерстная пыль от свиней. Поэтому санитарно-защитная зона для свинокомплекса сегодня установлена протяженностью в 1000 метров, как для промышленных предприятий 1-го класса опасности.
 
Среди химического загрязнения атмосферного воздуха от деятельности гигантского свинокомплекса самым опасным признается воздействие на людей выбросов, в первую очередь, аммиака и сероводорода, а также «группы суммации 6003» (аммиак+сероводород).
 
В октябре 2014 года, томский агрохолдинг «Сибирская аграрная группа» (САГ), куда входит «Восточно-Сибирский свинокомплекс», заявил о строительстве второй очереди предприятия в Бурятии. Планировалось увеличить число свиней более чем вдвое – до 140 тысяч голов. Однако участники общественных слушаний в селе Усть-Брянь, обнаружили в проекте второй очереди «существенные недоработки».
 
Тревогу тогда забили и экологи. Они отметили, что в представленных на слушания документах не хватало важной детали - материалов гидрологических изысканий на реке Уде в створе намечаемого строительства второй очереди свинокомплекса. Эти изыскания должны были показать, насколько вероятно попадание отходов производства предприятия в реку Уду. Отсутствие этой документации говорило об отсутствии гарантии, что проектируемые поля фильтрации, а также уже имеющиеся и планируемые «лагуны» (пруды-накопители) не окажутся в зоне наводнения или подтопления, а жидкие вредные стоки свинокомплекса из этих «лагун» не смоет в Уду, которая протекает по Улан-Удэ , а потом несет свои воды в Байкал.
 
 
 
По мнению эколога Сергея Шапхаева, изучившего планы и документы предприятия, одна из серьезных опасностей свинокомплекса – это его отходы производства, навоз.
 
«Этот вопрос они исследовали не до конца. Дело в том, что свинокомплекс попадает в зону затопления, если произойдет наводнение. Но на моей памяти такие наводнения бывали раз в 30 лет. Было одно такое, когда Онохой сильно затопило. Периодически такие наводнения повторяются и отходы могут попасть в Уду. В этом случае трудно оценить ущерб от попадания большого количества жидких отходов предприятия в водосборную систему Байкала», - пояснил Сергей Шапхаев.
 
 
Ольга Степаненко, «Республика»
Фото Сергея Тарасенко
Видео Андрея Аносова