Муйская долина в Бурятии названа ценнейшим архивом информации о климате Земли

 

Иркутские ученые обнаружили в Муйском районе хорошо сохранившиеся древние лиственницы, возраст которых может составлять до 40 тысяч лет. Ранее такие находки сибирским ученым не попадались. Окончательный возраст найденных в Бурятии деревьев будет определен с помощью радиоуглеродного анализа, который сделают швейцарские ученые в Цюрихе.  С помощью анализа спилов муйских лиственниц также можно будет получить ценнейшую информацию о состоянии климата Земли  на протяжении десятков тысяч лет.
 

Как сообщила Наука в Сибири, коллекцию древних деревьев в Сибирском институте физиологии и биохимии растений СО РАН пополнили новые экспонаты — стволы лиственниц, погребенные в береговой толще реки Муя на севере Бурятии. 

Древесина сохранилась в почвенном горизонте — эта прослойка между песчаными пластами, как ранее определил геолог из Института земной коры СО РАН А.А. Кульчицкий, сформировалась 40 тысяч лет назад. Возраст находки пока не определен, но если она окажется ровесницей почвы или даже чуть моложе, это будет самый древний образец из всех обнаруженных ранее. До сего момента лиственницы старше 9500 лет иркутским ученым не попадались.
 
Руководитель отдела устойчивости наземных экосистем СИФИБР СО РАН доктор биологических наук Виктор Иванович Воронин отмечает, что стволы находятся в прекрасном состоянии. Этот факт заставляет ученого сомневаться в солидном возрасте лиственниц. Его коллега, научный сотрудник лаборатории биоиндикации экосистем кандидат биологических наук Виктор Александрович Буянтуев возражает: в условиях оледенения древесина может сохраняться очень долго.
 
 
Ученых рассудят результаты радиоуглеродного анализа — это традиционный способ датировки биологических останков. В Сибири такую экспертизу не делают, поэтому образцы из Иркутска отправляют в Москву, Санкт-Петербург или за рубеж. Сейчас спилы находятся в Цюрихе, в течение ближайших месяцев швейцарцы установят возраст древесины.
 
Скорее всего, лиственница росла в неблагоприятных климатических условиях, поэтому имеет очень тонкие кольца. Диаметр ствола 500-летнего дерева составляет всего 15 см. 
 
— Возможно, в этот период на ближайших горах лежали ледники, была низкая температура, дефицит влаги, осадков, — рассказывает В.А. Буянтуев. — Лиственница очень чувствительна к окружающей среде, особенно к температуре, и по ее состоянию мы можем судить о климате того периода. 
 
Исследования на реке Муя, левом притоке Витима, сотрудники СИФИБР СО РАН проводят с 2012 года. Первоначально в рамках интеграционной программы СО РАН, сейчас — по гранту РФФИ. Район поисков выбран неслучайно. По одной из гипотез, каждые 1000 лет Муйская котловина заполняется водой. Это происходит из-за подпруживания Витима, вызванного ледниками и тектоническими подвижками. В результате этих процессов лес, который успевал вырасти на дне, заносился песком. Низкие температуры отлично сохранили погребенную древесину, и котловина стала архивом ценнейшей информации о климате.
 
Ученые СИФИБР СО РАН намерены реконструировать климатические изменения в голоцене, то есть за последние 10 тысяч лет. Для этого понадобится собрать и исследовать более 1500 образцов древесины разного возраста. По их состоянию исследователи сделают выводы о температуре и влажности давно прошедших лет, об извержениях вулканов, солнечной активности, пожарах и множестве других факторов. Лиственница «с подозрением» на 40-тысячелетний возраст в этом контексте им малоинтересна, но в будущем пригодится для более глубоких реконструкций. 
 
Самая длинная дендрохронологическая шкала в России составлена на Ямале, она охватывает промежуток в 7200 лет. Мировой рекорд — американская хронология по соснам продолжительностью 12 000 лет. Работа над такими проектами ведется десятилетиями. Иркутским ученым на реализацию поставленной цели понадобится не менее десяти-двенадцати лет.
 
Виктор Воронин отмечает, что результаты исследований представляют отдельный интерес для археологов. По состоянию древесины можно определить возраст исторических объектов, выяснить, где и когда действовали стоянки древних людей.
 
Кроме того, швейцарские коллеги предложили иркутянам провести на готовой шкале еще одно исследование — сделать анализ ДНК образцов лиственницы с интервалом в 1000 лет и проследить, как менялся генетический код дерева в голоцене.