Начало конца?

 

Тысячи жителей Бурятии, преимущественно железнодорожников, рискуют быть обманутыми в «лучших» традициях 90-х.

 

На минувшей неделе Центральный Банк РФ отозвал лицензию у негосударственного пенсионного фонда «Благоденствие», достаточно популярного в нашей республике. Как сообщает Байкал Финанс, фонд зарегистрирован в Иркутске, но имел сеть представительств в Улан-Удэ, Северобайкальске, Таксимо. Основаниями послужили «нарушения требований закона в части принятия в одностороннем порядке решений, нарушающих права застрахованных лиц и неоднократное нарушение требований к распространению, предоставлению или раскрытию информации».

НПФ «Благоденствие» учрежден в октябре 1994 года Восточно-Сибирской железной дорогой, профсоюзом ВСЖД, ВостСибТранскомбанком и Восточно-Сибирским Железнодорожным акционерным страховым обществом. Фонд осуществлял деятельность по дополнительному пенсионному обеспечению железнодорожников, а также активно привлекал пенсионные накопления населения Бурятии и Иркутской области. На протяжении ряда лет входил в первую пятерку НПФ по количеству договоров обязательного пенсионного страхования, заключенных с жителями нашей республики.

Внезапный крах «Благоденствия» стал шоком для многих ветеранов РЖД. В свое время железнодорожников буквально силком загоняли в два фонда, учрежденных структурами «железной дороги»: «Благоденствие» и «Благосостояние».  

- Мы писали заявление прямо в бухгалтерии, потом прямо из зарплаты у нас деньги вычитали. Кто - то по 500 рублей платил в месяц, кто - то по нескольку тысяч. Обещали хорошую поддержку на старости, - вспоминает бывший железнодорожник, заслуженный бамовец Игорь Иванович. - Сейчас не знаем, что делать. Новость узнали от детей. Хотел идти в офис к ним в Улан-Удэ, так говорят, что уже все позакрывали, телефоны не отвечают, сайт в интернете не работает. Получается, что кинули нас. 

При этом конечные бенефициарии фонда «Благоденствие» весьма далеки от железнодорожной сферы и сейчас пытаются продать оставшиеся активы в других НПФ, пока они совсем не обесценились. Как сообщает «Коммерсант», бенефициары двух негосударственных пенсионных фондов (НПФ) «Эрэл» и «Благоденствие», у которых в пятницу ЦБ отозвал лицензии, пытаются спасти оставшийся бизнес. Понимая, что регулятор не пустит их в систему гарантирования, они пытаются продать еще три НПФ, которые входят в ту же неформальную группу (управляющая компания «Инвестиционный стандарт»). По информации «Ъ», наиболее вероятным покупателем является инвестиционная группа «Русские фонды». По словам источников издания, из-за предстоящей в 2016 году заморозки пенсионных накоплений за фонды, вошедшие в систему гарантирования, предлагают не более 20% от их накоплений. За те, которые не прошли в систему, и вовсе предлагают не более 10%.

По словам аналитиков, проблемы у управляющей компании «Инвестиционный стандарт», которая занималась управлением активами в том числе «Благодентствие», начались еще в начале 2015- го года. После проверки ЦБ  три из девяти  НПФ, входящих в группу, получили отрицательное заключение и не смогли с первого раза попасть в государственную систему гарантирования, в которую входят несколько десятков крупнейших НПФ страны с устойчивой финансовой структурой.  ЦБ при надзоре за НПФ обращает внимание на три вещи — адекватная оценка активов, разумная доходность и личность бенефициаров.  Как рассказал источник «Ъ», близкий к фондам, главная претензия регулятора предъявлялась к конечным бенефициарам фонда. Ранее газета «Ведомости» сообщала, что одним из них является бывший президент подконтрольного «Роснефти» Всероссийского банка развития регионов (ВБРР) Дмитрий Титов (арестован летом этого года по подозрению в злоупотреблениях). Но были и другие проблемы. В частности, в портфеле фондов под управлением «Инвестиционного стандарта» имелись ипотечные сертификаты участия (ИСУ) Ашинского металлургического завода. По информации собеседника «Ъ», регулятор усомнился в справедливости оценки этих активов и предложил их заменить. Это подтверждает и источник, близкий к фондам. «Была попытка это сделать, но не получилось, поскольку инвестиции были в длинные проекты. Ни вытащить средства, ни продать ИСУ не удалось,— пояснил он.— ЦБ не стал ждать и аннулировал лицензии, поскольку после дела Анатолия Мотылева пытается не затягивать с этим вопросом». 

Конечно, проблемы бенефициариев сегодня мало волнуют вкладчиков, тысячи людей, доверивших свои заработанные деньги по сути корпоративному НПФ. На сайте фонда «Благоденствие» висит объявление с контактным телефоном, где можно получить всю необходимую информацию. И хотя, в последнее время много говорится о надежности системы страхования вкладов и пенсионных начислений, без крови тут точно не обойдется. 

Что делать, если у вашего НПФ проблемы?

НПФ, по сути, занимаются двумя видами пенсионного обеспечения — обязательным (накопительная часть пенсии) и негосударственным (добровольная пенсия). Вообще, проблем с НПФ, где вы копите на будущую пенсию (обязательную или негосударственную), может быть несколько. Одна из них — возможный отзыв лицензии. Кроме того, до 2016 года все НПФ должны подать заявки на вступление в систему гарантирования пенсий. Фонды, которые не войдут в нее, лишатся возможности работать с обязательными накоплениями — теми самыми деньгами, перечисление которых в НПФ из ПФР государство заморозило в 2014 и 2015 годах. Пока в систему вошло лишь 29 НПФ из 89, имеющих право работать с пенсионными накоплениями.

Если у НПФ отзывают лицензию, происходит следующее: в трехмесячный срок накопительная часть пенсий переходит в ПФР, после чего клиент может распорядиться ею по своему усмотрению — оставить в ПФР либо направить в другой НПФ. Накопительная часть пенсии при отзыве лицензии не сгорает в любом случае: если фонд был участником системы гарантирования пенсий, то ее сохранность обеспечивает АСВ. В противном случае компенсация идет за счет средств ЦБ.

ЦБ сразу после аннулирования лицензии НПФ вводит в фонд временную администрацию, через 15 дней направляет в суд заявление о ликвидации фонда. Временная администрация через 30 дней после начала своей работы должна передать данные об обязательствах фонда ПФР, у которого есть еще месяц на обработку данных. Затем средства передаются в ПФР.

От будущего пенсионера потребуется написать в ПФР заявление о выборе нового НПФ. В нем должно быть указано, что независимо от того, что случилось с фондом, вы хотите сохранить свои 6% отчислений на накопительную пенсию. Сделать это можно в любой момент — как до, так и после отзыва лицензии. Главное — успеть до конца нынешнего года, потому что заявки на переход из одного НПФ в другой ПФР рассматривает один раз в год — в первом квартале года, следующего за годом подачи заявления.

Куда хуже, если в проблемном НПФ у вас находятся средства по программам негосударственного (добровольного) пенсионного обеспечения. Через три месяца после ликвидации фонда определяется баланс для выплат негосударственных пенсий.  Его устанавливает временная администрация фонда, состоящая из представителей ЦБ и АСВ, на основе сравнения активов и обязательств НПФ. Если средства будут, их выплатят клиенту. В противном случае — нет.

То есть бамовцу Игорю Ивановичу скорее всего ничего не вернут, так как его случай подпадает под программу негосударственного пенсионного обеспечения. И таких  в Бурятии несколько тысяч человек.