Позорная страница в истории сельского хозяйства Бурятии

 

Для кого сельское хозяйство, для кого хороший бизнес на пустом месте. 

 

Фигуранту уголовного дела о мошенничестве с субсидией на строительство огуречной фермы «Солнце Тугнуя» Александру Баранову дали четыре года в колонии общего режима. История Баранова могла бы стать одной из многих в череде коррупционных дел последнего времени, однако, именно она показывает особую циничность и бардак, который происходил в сфере субсидирования сельского хозяйства еще не так давно. С одной стороны, Бурятия, которую непонятно зачем провозгласили аграрной республикой, получает большие средства на развитие сельского хозяйства, с другой,  распределение этих средств происходит так, что ничего не растет, а деньги испаряются в неизвестном направлении. Крайним при этом становится резко - континентальный климат, в котором, оказывается, даже тепличные огурцы расти не могут. 

Давайте вспомним, как это было. «Республика» посвящала несколько статей уголовному делу Баранова, в котором мы увидели очень любопытные нюансы. 

Осенью 2013 года  минсельхоз Бурятии анонсировал открытие круглогодичного тепличного комплекса в Мухоршибирском районе - “Солнце Тугнуя”. Этот комплекс должен был  стать образцовым, с использованием современных методов капельного полива, освещения, питания, а также малообъёмной гидропоники на территории почти в гектар.  Проект был реализован при помощи государства, в декабре 2010 года предприятию было выдано  около 64 миллионов рублей, в ноябре  2011 - го ещё около 15- ти миллионов.

Несмотря на бесперебойное финансирование, строительство теплицы почему - то растянулось на два года. И даже после завершения строительства  мухоршибирские огурцы жители Бурятии  почти не заметили. А  спустя год генерального директора компании Александра Баранова арестовывают и садят в СИЗО города Улан-Удэ по обвинению в мошенничестве и хищении денег в особо крупном размере. По сообщению прокуратуры,  Баранов использовал подложные документы для получения субсидии в минсельхозе,  что привело  бюджет к убыткам. 

При этом, согласно документам Арбитражного суда Бурятии, проблемы у предприятия начались почти сразу же после громкого анонсирования. Согласно договору с минсельхозом Бурятии, «Солнце Тугнуя» должно было выдать первый урожай уже в 2011 году, а к 2012 году выйти на проектную мощность в 450 тонн огурцов. Однако, даже в 2013 году теплица еще не была достроена. В этом же году министерство потребовало свою субсидию назад, но суд оказался на стороне предпринимателей, которые смогли «объяснить» отсутствие продукции. И объяснение состояло не в том, что теплицы физически не существовало, а в том самом пресловутом климате. В первый год, якобы, в Тугнуе был ливень, который смыл все саженцы, а в апреле 2012 года шквалистым ветром снесло полтеплицы, саженцы опять погибли, но уже от холода. Все доказательства в виде справок были приложены. 

Поднимая другие дела в арбитраже, мы нашли любопытные документы, касающиеся строительства теплицы. Как оказалось, подрядчик «Солнца Тугнуя» РСУ «Могойтуйский», получив деньги авансом, без подписания актов выполненных работ, просто ничего не делал «в виду тяжелого материального положения». Опустим историю про то, что подрядчик и заказчик при этом были аффилированы через своих учредителей. В 2013 году теплица все - таки была достроена, при этом существует вероятность, что построена она была за гораздо меньшие деньги (почти в 10 раз меньше), чем было указано в проекте, а оставшаяся многомиллионная субсидия годами «гуляла» по счетам учредителей, «прокручиваясь» в другом бизнесе и принося доход. 

Казалось бы, огуречные злоключения на этом закончатся, но не тут - то было. Видимо, чувствуя  приближающийся ураган в виде  прокуратуры и следственного комитета, один из учредителей Гарма Бадмаев осенью 2015 года попытался выйти из бизнеса. Но выходить с пустыми руками он не хотел, поэтому попросил суд посчитать причитающуюся ему долю,  с поправкой на новое приобретение ООО “Солнце Тугнуя” - новый тепличный комплекс.  Напомним, что уставной капитал общества составляет 500 тысяч рублей, 51% долей владеет некий Лев Поломошнов, 24% у директора Александра Баранова и 25% у истца Бадмаева. Суд пришёл к мнению, что числящийся на балансе общества тепличный комплекс является объектом незавершённого строительства, но не имеет при этом регистрации в реестре прав на недвижимое имущество. То есть фактически никому не принадлежит, соответственно, не подлежит разделу.

Надеюсь, всем понятно, что произошло? Ребятам дали 80 миллионов рублей просто так. Субсидией эти деньги назвать сложно, так как субсидия подразумеват компенсацию уже осуществленных затрат действующего предприятия, при этом законом предусмотрены определенные затраты, например, проценты по кредиту. Но, деньги «Солнцу Тугнуя» были даны задолго до начала работ, людям, которые никогда растениеводством не занимались. А когда теплица, ни шатко ни валко, была достроена, фактически не вырастив ни одного огурчика, ребята захотели построенную на государственные деньги тепличку разделить и продать. 

Еще более шокирующие факты рассказал сам Баранов в эксклюзивном интервью «Республике» через своего адвоката. В нем как раз упоминается незаконность выдачи субсидии «Солнцу Тугнуя».

Со слов Александра Баранова, в 2009- ом году Лев Поломошнов, являясь единственным учредителем, создал ООО «Солнце Тугнуя», в 2010 - ом он пригласил на должность генерального директора Александра Баранова, поскольку работал с ним ранее в сфере энергетики,  при этом ни у одного ни у другого не было никакого опыта в растениеводстве. Однако, у Льва Поломошнова был небольшой маслозавод в Мухоршибирском районе и ранее он имел опыт сотрудничества с министерством сельского хозяйства Бурятии. В  том же году Баранов приглашает для  работы на объекте Доржи Доржиева, руководителя РСУ «Могойтуйский», который в последующем и занимался строительством тепличного комплекса. Как утверждает Александр Баранов, впоследствии Поломошнов и Доржиев очень подружились, настолько, что у них состоялся совместный бизнес - проект по установке электросчётчиков, в котором Баранов не участвовал. В дальнейшем, ныне покойный, Доржи Доржиев по доверенности имел право подписи на всех документах ООО «Солнце Тугнуя», в том числе и банковских.

В рамках проекта по выращиванию огурцов компанией совместно с БГСХА было подготовлено два специалиста по гидропонному растениеводству. Студенты  обучались в течении года в Швеции, стажировались в тепличных хозяйствах Новосибирска. Оформлением земельного участка под комплекс в Мухоршибирском районе, вопросами энерго, тепло и водоснабжения занимался непосредственно сам Баранов. Важно напомнить, что именно из-за отсутствия соответствующих мощностей в Тугнуе, проект был перенесён в посёлок Саган-Нур, который обслуживает Тугнуйский угольный разрез. Сегодня тепличный комплекс задолжал несколько миллионов рублей за поставленное тепло и электроэнергию разрезу. Вопросами же  поиска, заключения договора поставки, согласования стоимости тепличного комплекса, и его оплаты занимался Доржи Доржиев и его доверенные лица, которых Баранов не знал.
 
«Мне представлялись готовые документы, на которых я ставил подписи. Впоследствии указанные документы, которые непосредственно были связаны с оплатой, я передавал в ООО «Ситек», для организации бухгалтерского учёта. (прим. редакции:ООО «Ситек» - компания Льва Поломшнова, ликвидированная в 2005 году вследствии банкротства). Организацией финансовой стороны работы ООО «Солнце Тугнуя», то есть поиском денежных средств, кредитов, вексельных обязательстви т.п. непосредственно занимался Доржиев, по согласованию своих действий с Поломошновым. В 2010- ом году Доржиевым мне был представлен контракт на поставку тепличного комплекса от ООО «Эликон» стоимостью 129 миллионов рублей. Оплата  по контракту за поставляемую теплицу производилась векселями ООО«Торгмаш», которые мы получили по акту приёма - передачи и поставили на бухгалтерский баланс. Впоследствии эти векселя мы передали ООО «Эликон» также по акту приёма - передачи.  Указанную операцию мы также отразили  на бухгалтерском балансе предприятия. В дальнейшем мы погасили эти векселя путём выкупа их у ООО «Эликон» за денежные средства, и возврата их в ООО «Торгмаш». В настоящее время у ООО «Солнце Тугнуя» имеется задолженность перед ООО«Торгмаш» по процентам за использованные векселя. Денежные средства в размере 129 миллионов рублей для оплаты векселей  ООО «Солнце Тугнуя» получило у ООО«Ситемы учёта» (прим. редакции: Лев Поломошнов являлся генеральным директором ООО «СПК Системы учёта» некоторое время назад)», - заявил Баранов.
 
Со слов Александра Баранова, Доржи Доржиев занимался не только  покупкой   оборудования и финансовыми рассчётами, но и готовил документы для получения субсидии в министерстве сельского хозяйства Бурятии. Кроме этого Баранов озвучил любопытный факт обналичивания субсидий на непонятные цели, которые можно принять за «откат».
 
«Мне известно, что ООО «Солнце Тугнуя» получило указанные  субсидии в размере 64 миллионов рублей, которые были направлены на погашение задолженности за поставленное тепличное оборуднование  и займы. Также могу пояснить, из средств полученных как субсидии,  мною были  подписаны платёжные документы на сумму 10 миллионов рублей на ИП Бальбурова, для последующей передачи Доржиеву, которые, как он мне объяснял, будут использованы для оплаты поставки тепличного комплекса. Ещё девять миллионов были оплачены ИП Нимаева для оплаты поставки другого тепличного комплекса, которые  также были обналичены и переданы Доржиеву. При этом Доржиев мне не пояснил, за что мы ранее платили 129 миллионов», - сообщил он.
 
Пристально изучив документы, касающиеся порядка предоставления субсидий, линия защиты Александра Баранова пришла к выводу, о том, что ООО «Солнце Тугнуя» вообще не имело право на получение субсидии из минсельхоза, что ставит под сомнение не только субсидии, выданные этому юридическому лицу, но и вообще все  субсидии  минсельхоза Бурятии, выданные в рамках республиканских и федеральных целевых программ в последние годы.
 
Постановлением правительства Бурятии №535 от 07.12.2010 года  утверждён порядок  предоставления субсидий на реализацию республиканской целевой программы «Производство картофеля и овощей в республике Бурятия на 2009- 2012 гг». Согласно указанного порядка субсидии предоставляются в том числе на приобретение техники  и оборудования для производства и хранения овощей закрытого грунта,  том числе на условиях  финансовой аренды (лизинга), включая затраты на доставку, пусконаладочные и монтажные работы, за счёт средств республиканского бюджета в размере 12,7% и за счёт федерального бюджета - в размере 37,3%.
 
Однако, данное постановление, по мнению защиты, в корне  противоречит федеральному постановлению №446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008- 2012 гг», согласно которому за счёт федерального бюджета может  возмещаться только часть расходов на уплату процентов по кредитам, полученным в банках или сельскохохяйственных кредитных кооперативах, на срок не более 8 лет. При этом за счёт федерального бюджета было возмещено 37,3% прямых затрат  стоимости всего тепличного комплекса ООО «Солнце Тугнуя». Законность выдачи  субсидий из республиканского бюджета также стоит под вопросом, так как  федеральная программа действует  при условии софинансирования с республиканской, что само по себе подразумевает единый механизм погашения затрат.
 
Данные нестыковыки в законах заставляют задуматься, так как объём финансирования программы «Производство картофеля и овощей в республике Бурятия на 2009- 2012 гг». составила более миллиарда рублей в  ценах соответствующих лет. И если каждая субсидия закончилась ситуацией с ООО «Солнце Тугнуя», то эта программа мало помогла сельскому хозяйству Бурятии, зато обогатила энное количество предпринимателей, не имеющих к этой отрасли никакого отношения,  но имеющих хорошие отношения с минсельхозом.  
 
Итог этой истории известен. Баранов за решеткой, тепличный комплекс арестован за долги перед налоговыми органами и Тугнуйским угольным разрезом. Судьба других учредителей Поломошнова и Бадмаева неизвестна, но скорее всего, они успешно продолждают осваивать бюджетные средства в других отраслях бурятской экономики. 
 
 
Евгения Балтатарова, «Республика»