Прерванный полет

 

Государство пытается оспорить у владельцев дронов (квадрокоптеров) эксклюзивное право на небо.
 

Зарождающийся в Бурятии бум «дрономании» в скором времени может закончиться.  В нашей республике, как и во всей России, с первого апреля  начал действовать новый воздушный кодекс, в который введены понятия пилотируемого и беспилотного воздушного судна, а также меры государственного регулирования в отношении беспилотников. При этом в законе, который ввел эти поправки в кодекс, еще очень много белых пятен. Любители и профессионалы, работающие с дронами, считают, что закон защищает интересы государства в ущерб развитию индустрии.

Сегодня стоимость дронов такова, что позволить себе это удовольствие может каждый. Начиная от летательных аппаратов, которые используются для детской забавы, заканчивая настоящими мини- вертолетами, которые участвуют в поисково – спасательной  и исследовательской работе. Заказать практически любой дрон, кроме, разве что, боевого, можно в интернете. Продажей этих летательных аппаратов также занимаются крупные компании по продаже игрушек, цифровых гаджетов и бытовой техники. В основном летательные аппараты производят в странах Азии, например, в Китае.

Возможность подняться в небо открывает широкое поле, как для творчества, так и для бизнеса.  Дронами – фотоаппаратами сейчас пользуются практически все известные фотографы и видеографы, в интернете полно роликов и даже целых фильмов, снятых дронами с высоты птичьего полета. Дроны используют даже в службе доставки в больших городах, где есть проблемы с пробками. Дроны на службе МЧС и лесной охраны патрулируют лесные пожары и незаконные вырубки, это намного дешевле, чем поднимать в небо настоящий самолет. Недавно на поиски пропавшего американского студента в Тункинском районе также привлекли дрон МЧС.

То есть понятно, что дрон, как технология, оказавшаяся в руках массового потребителя, штука хорошая и полезная, которая в будущем может изменить нашу жизнь. Но, как и у любого прогрессивного изобретения у него есть «побочные эффекты», которые и привели к законодательному регулированию, причем не только в нашей стране.

В США закон о дронах был принят еще в прошлом году. Сегодня все владельцы аппаратов весом более 250 грамм обязаны их регистрировать. Дрону присваивается серийный номер и, в случае потери или противоправного действия с использованием аппарата, владельца можно будет вычислить.

При этом список противоправных действий с использованием летательных аппаратов ограничивает только фантазия. Во – первых, это все виды нарушения так называемого privacy или личной жизни, которую американцы оберегают как зеницу ока. Во – вторых, что более свойственно нашей стране, это секреты Родины, которые должны оставаться секретами. В - третьих, банальная безопасность полетов. Почти все дроны вполне могут покалечить человека, просто потеряв управление и упав на голову с большой высоты. Или напугать. В Бурятии светящиеся в ночи аппараты недавно до смерти напугали людей, которые приняли их за НЛО.

Некоторые дроны бывают таких размеров, что могут спровоцировать аварию с другим воздушным судном. Например, глиссада самолетов, приземляющихся в двух аэропортах Улан-Удэ (Мухино и Восточный) проходит как раз над городом на высоте 150-200 метров, что досягаемо для большинства дронов.

Дроны также  облегчают осуществление «обычных» видов преступлений, например, перевоз наркотиков и огнестрельного оружия через границу, тех же наркотиков, денег и мобильных телефонов на зону.

Все это заставило Россию в конце прошлого года принять соответствующий закон. Но в отличии от США, когда аппарат регистрируется на сайте за пару минут, в России эта процедура дремучая и малопонятная даже для регистрирующего органа, коим назначили Федеральную службу безопасности.

Как сообщили «Республике» в территориальном управлении ФСБ в Бурятии, нормативных документов, несмотря на наступившее 1 апреля, еще нет, поэтому, при всем желании, зарегистрировать дрон сегодня в Бурятии нельзя. Что ставит в тупик законопослушных граждан, которые хотели бы получить свидетельство на свой аппарат. Среди них известный фотограф Марк Агнор.

- Вопросов к этой затее очень много, - говорит Марк. – Я, конечно, пройду все трудности, все инстанции, но удостоверение получу. Однако, на мой взгляд, это все такая липа. Регистрация дронов не защитит государство от каких – то угроз, потому, что регистрировать дроны будут законопослушные граждане, а криминал, который использует аппараты в своих целях, их никогда регистрировать не будет. От данной инициативы совершенно точно пострадает детский авиамодельный спорт, потому, что под признаки беспилотного летательного аппарата подходят даже воздушные змеи и гелевые шарики. Ребенок, не имеющий паспорта, ничего зарегистрировать априори не может, а на родителей нельзя, потому, что по закону, к управлению «беспилотной авиационной системой», которая представляет собой дрон и джойстик, посторонние не допускаются.

Непонятно также, как регламентировать куплю – продажу, а также модернизацию дрона. Нужно ли снимать с учета или повторно регистрировать. А также необходимо ли проходить курсы обучения. Должен ли владелец зарегистрированного беспилотника скидывать маршрут полета и согласовывать его с диспетчерской службой и т.д.

Насколько известно, поправки в воздушный кодекс данные тонкости не регламентируют, отдав на откуп государству. Поэтому, скорее всего, нормативные акты в течении года будут дополняться новыми требованиями, за которыми владельцам аппаратов нужно следить. Пока же, неофициально, та же ФСБ летать не запрещает, но только «пока».

 

Евгения Балтатарова, «Республика»