Ученые – психологи: «Буряты – ранимый народ»

 

В Бурятии обсудили причины детских и подростковых суицидов, одна из которых, возможно, национальный менталитет.

 

По данным официальной статистики, Россия находится на третьем месте в мире по количеству совершаемых суицидов. При этом Бурятия занимает девятое место среди субъектов РФ с самой высокой частотой случаев самоубийств среди детей и подростков.

Такие тревожные данные были озвучены 11 октября на межведомственном семинаре «Первичная профилактика суицидального поведения детей и подростков: проблемы и механизмы решения» с участием профильных министерств и ведомств Бурятии, а также Евгения Макушкина – главного внештатного детского специалиста психиатра Минздрава России.

Специалисты в сфере психиатрии обсудили распространенные причины трагедий и возможности их профилактики.

Заместитель председателя правительства Бурятии по социальному развитию Владимир Матханов отметил, что эта тема сегодня является важнейшей, ведь еще 10 лет назад о проблеме суицидов было не принято говорить вслух, не каждый чиновник решался озвучить ее и тем более признать ее масштабы. Однако, сегодня у Бурятии есть положительный пример по профилактике самоубийств среди детей и подростков.

По словам министра здравоохранения Бурятии Валерия Кожевникова, необходимо повышать сопротивляемость людей к внешним факторам.

- Связано ли это с образованием, с определенными перегрузками, иногда это связано с проблемами социально-экономического кризиса потому что, если родители теряют работу, то в семье страдают все. Речь идет о том, что мы должны создать стрессоустойчивых людей, - отметил министр.

Весьма оригинальную идею, касающуюся причин самоубийств в Бурятии, выдвинул ученый из Москвы.

- Согласно исследованиям ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), суициды в мире регистрируются с возраста пяти лет. И наиболее подвержены такому роковому шагу именно дети и подростки. Поэтому данная проблема требует пристального внимания. Над этой темой работают различные специалисты, и сегодня существуют исследования, которые показывают, что есть тенденция большего количества суицидов в национальных республиках. Это позволяет начать масштабные исследования, чтобы выявить с чем это связано, - заявил заместитель гендиректора по научной работе ФБГУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии им. В.П. Сербского», главный внештатный детский специалист-психиатр Минздрава России Евгений Макушкин.

Так, по словам Макушкина, специалисты намерены изучить и Бурятию. По мнению ученых, высокий показатель смертей может быть связан с ментальными особенностями бурят, с возможной повышенной ранимостью. Аналогичная ситуация складывается и в Якутии. Если данная версия подтвердится, то будет разработан принципиально новый подход к решению проблемы.

В свою очередь в министерстве здравоохранения Бурятии склонны считать, что причины самоубийств практически в каждом случае индивидуальны и не могут быть показателем какой – то одной тенденции, национальных особенностей и т.д. То есть, причины всегда комплексные.

«Попытки увязать случаи подростковых суицидов с этническими, культурологическими факторами, особенностями воспитания детей в семьях с традиционным укладом, к примеру, в разных районах республики также неподвластны простой логике», - считает главный врач Республиканского Центра медицинской профилактики Министерства здравоохранения Бурятии Ольга Мадасова.

Поэтому, в министерстве считают, что главное в деле профилактики суицидов не обнаружение причин, а борьба с тем, что они вызывают и, что, в свою очередь, может привести к трагедии, а, именно, со стрессом.

Наряду с горячей линией и телефонами доверия в Бурятии, которые помогают бороться с кризисными ситуациями, ведется полномасштабная исследовательская работа. В 2015 году в Бурятии специалистами Минздрава республики была разработана и внедрена уникальная программа- пособие по первичной профилактике суицидального поведения детей и подростков «Чтобы не опоздать».

 - Наша программа, в целом даёт знания и о возможных причинах суицидального поведения детей, и о некоторых настораживающих признаках. Мы даём обратную сторону. Обучаем учителей шаблонам ответов, тактике поведения при общении с учениками и их родителями, - рассказала Ольга Мадасова.

Программа состоит из 9-ти отдельных практикумов, каждый из которых содержит информационные блоки о психологии подросткового возраста, признаках возможного суицидального поведения, варианты настораживающих вопросов со стороны подростка, примеры ответов и последующей тактики учителя. Также есть много мотивационных упражнений, вещей, подвигающих к размышлению и самостоятельным выводам, готовые авторские тренинги для подростков, сценарии родительских собраний и т.д.

Программа разработана совместно с учителями школы №22 и направлена именно на развитие стрессоустойчивости у подростков. Ученики по итогам прохождения программы в психологических тестах демонстрировали высокую стрессоустойчивость в различных ситуациях. Это означает, что развивать данное направление в Бурятии необходимо и в дальнейшем.

Ольга Мадасова также отметила: «Мы пришли к выводу, что формирование стрессоустойчивости, жизнестойкости, гибкого позитивного настроя является хорошим механизмом профилактики суицидального поведения детей. Кризисная ситуация для подростка может складываться из незначительных, преходящих, на взгляд взрослых, неурядиц. У подростка с его максимализмом, эгоцентризмом и неумением прогнозировать свою жизнь создается ощущение безысходности и отчаяния. Это совершенно неожиданно для взрослых делает ситуацию суицидоопасной для ребенка. Обязанность любого воспитателя – учителя или родителя – не допустить у ребенка мысли о том, что выхода из сложившейся ситуации нет».

Участники встречи заключили, что сегодня главное выработать стратегию. Необходим комплексный подход: подготовка кадров, организация поликлинических услуг, разработка уникальной концепции, которая поможет свести к минимуму печальную статистику смертей.

 

Ольга Степаненко, «Республика»

Фото предоставлено пресс- службой РЦМП