Улан-Удэ и пригороды ожидает маршрутный коллапс

 

Совсем скоро практически все частные перевозчики столицы Бурятии и окрестностей будут сами решать по какой цене возить пассажиров. Учитывая, что частники занимают до 97% всего объема перевозок, никакой альтернативы произволу маршрутчиков не будет. При этом все вполне законно. О том, зачем в России и Бурятии принимают людоедские законы и почему местные власти оказались совершенно не готовы к последствиям в материале Алексея Доржиева.

 

Бомбу замедленного действия приготовили республиканские и муниципальные чиновники для жителей Улан-Удэ и республики. Федеральным законом от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено два вида тарифов на перевозки: регулируемые и нерегулируемые. Министерство транспорта поясняет что, перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки на основании свидетельства об осуществлении перевозок (без муниципального контракта), оказывают услуги по перевозке пассажиров с применением тарифов, установленных самостоятельно. В настоящее время на территории Иволгинского района выданы свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок на следующие маршруты: межмуниципальные- №128 «Улан-Удэ – Гурульба», №130 «Улан-Удэ –Иволгинск», №104 «Улан-Удэ – Каленово», №125 «Улан-Удэ – Тапхар»; муниципальные - Иволгинск-Каленово, Иволгинск- Ганзурино, Иволгинск -Верхняя Иволга, Иволгинск-Тапхар, Иволгинск-Хурумша, Иволгинск-Кибалино, Иволгинск-Оронгой, Иволгинск-Красноярово, Иволгинск – Колобки, Иволгинск – Сотниково. Таким образом, в системе действующего федерального и регионального законодательства предусмотрено право перевозчиков, действующих на регулярных муниципальных маршрутах по нерегулируемым тарифам, самостоятельно устанавливать тарифы.

Законное повышение

Выходит, что теперь автоперевозчики, после завершения контракта на перевозки, могут самостоятельно устанавливать тарифы, изменять из раз в год и явно не сторону уменьшения. Мало того, как следует из того же пояснения Министерства транспорта Республики Бурятия, маршрутчики уведомляют об изменении тарифа всего лишь за десять дней до его введения и, что главное, не обязаны предоставлять какие-либо обоснования для его повышения. Чем это грозит гражданам, пользующимся услугами маршруток, догадаться не сложно. Резонансное повышение цена на маршруте №130 Улан-Удэ – Иволгинск сразу на 5 рублей с 45 до 50 привлекло внимание Уполномоченного по правам человека в Бурятии Юлии Жамбаловой. Однако чиновники Минтранспорта республики, вполне резонно, заметили, что нарушения закона нет и автоперевозчики в праве самостоятельно устанавливать тарифы в соответствии с новым  федеральным законодательством. И что характерно, повышение произошло только сейчас, в середине весны, когда отгремели выборы Главы республики и Президента Российской Федерации. Хотя иволгинские маршрутки с прошлого года ходят по нерегулируемым тарифам, они до поры до времени придерживались старых правил перевозок. Вполне вероятно, что имелась некая договоренность между чиновниками и маршрутчиками по сдерживанию цена за проезд пока не пройдут выборы, что могло сильно сказаться на настроении, явке и выборе населения.

На сегодняшний день известно об истечении в 2018 г. сроков действия договоров по маршрутам № 129 «Улан-Удэ-Сотниково», № 133 «Улан-Удэ-Эрхирик», № 161 «Улан-Удэ-Нижняя Иволга», № 263 «Кяхта-Бичура», № 488 «Улан-Удэ-Шабур», № 508 «Улан-Удэ-Выдрино», № 540 «Улан-Удэ-Орлик».  И можно, практически со стопроцентной уверенностью , предполагать о предстоящем повышении цена проезда и на этих направлениях. Достаточно вспомнить, что тот же 129 маршрут не смотря на решение иволгинского Совета депутатов о тарифах возил население по собственным расценкам. И если цена поездки из Сотникова до площади Советов составляла по тарифу около 20 рублей, а дальше до Мелькомбината около 33 рублей, то пассажиры выкладывали 28 рублей. Объяснялось это тем, что цену до конечной остановки снизили и взяли некую среднюю величину. При этом сами маршрутки, даже в часы пик, практически пустели уже на Площади Советов. Таким образом подавляющее большинство жителей Сотниково компенсировали дальнейший проезд маршрутки, которая, впрочем, могла подбирать уже пассажиров по городской линии маршрута.

Не подготовились

Сейчас мы приходим к ситуации, когда, автоперевозчики, заканчивая свой контракт, не станут заключать новый, которым им не субсидируется и жестко ограничивает в тарифах. Теперь им гораздо проще быть самостоятельными хозяевами на линии и регулярно раз в год повышать тарифы, не утруждаясь согласовывать цена с населением и властью. Чем не преминули воспользоваться маршруты №№128 и 130, чьи договора уже давно закончились, и они повысили цену, как только появился нужный момент. Теперь остается ждать вала повышений цен на все остальные маршруты и ни один омбудсмен, прокуратура или служба по тарифам не сможет ничего с этим поделать.

Закон введенный на всей территории Российской Федерации по идее должен поставить в равные условия муниципальный и коммерческий транспорт, создать условия для вхождения частников на рынок при повышении комфорта и скорости передвижения. Но в Бурятии, с его убитым муниципальным транспортом, теневым рынком маршрутных перевозок, возможных откатов и дани различным криминальным и властным структурам, это приводит только к повышению тарифа на проезд, при сохранении тех же условий перевозок как в Улан-Удэ, так и по всей республике. В том же Новосибирске власти города всячески успокаивают население обещая, что доля коммерческого пассажирского транспорта не превысит 50% от общего, муниципальный автобус никогда не перейдет на нерегулируемый тариф, а маршрутки будут стимулировать к переходу на безналичный расчет с сохранением льгот для незащищенных граждан. Но в Бурятии и столице республики власти замалчивали этот факт, абсолютно к нему не подготовившись, что теперь выливается пока в локальные пригородные выплески недовольства, но бомба уже заложена под всей республикой.

Доля муниципального транспорта в Улан-Удэ - 3,5%, в республике эта цифра стремится к нулю. Ни о какой конкуренции здесь речи быть не может. У республиканских и городских властей было 3 года для того, чтобы как-то смягчить последствия закона, например увеличить долю муниципального транспорта. Но абсолютно ничего сделано не было. 

 

Алексей Доржиев