Улан-Удэнский авиазавод возобновит выпуск самолетов

 

В ноябре прошлого года на Улан-Удэнском авиазаводе побывали 23 иностранных СМИ, среди которых журналисты газеты «Либерасьон», одной из трех крупнейших национальных французских газет, «Daily Mail», популярной британской газеты, «The Indian Express», индийской ежедневной газеты и других не менее известных финансовых и экономических мировых изданий. Как пишет информационное агентство «Спутник», нацеленное, прежде всего, на международную аудиторию, Улан-Удэнский авиазавод – завод, где рождаются самые популярные вертолеты мира. В свою очередь, «Daily Mail» сообщает, «несмотря на метель, тысячи авиастроителей заняты работой в огромных ангарах в Сибири, стремясь заключить контракт с Индией, который станет крупным поворотом для оборонной промышленности России».

 

Все свое, родное

Все, практически, мировые СМИ отметили, что завод имеет богатую историю. «Построенный в середине страны, чтобы быть вне досягаемости потенциальных врагов, он выпускал космические ракеты и самолеты, и даже бытовую технику», - пишет «Либерасьон».

Улан-Удэнский авиационный завод – единственное в России авиастроительное предприятие, которое имеет возможность выпускать и самолеты, и вертолеты. В 2006 году авиазавод завершил выпуск самолетов, но в 2020 году планирует возобновить производство пассажирских самолетов ТВС-2-ДТС.

- Эти самолеты могут совершать перелеты без посадки в течение 11 часов и садиться на неподготовленную летную полосу, - отметил Леонид Белых, управляющий директор завода. - Они экономичны и без дозаправки находятся в воздухе более десяти часов, что доказали испытательные полеты.

Иностранные журналисты были поражены мощностью бурятского вертолета, который был изготовлен на отечественном оборудовании. В этом году на авиазаводе станки российского производства займут главенствующее место. Зарубежных журналистов интересовала и тема реального импортозамещения, на каких станках производится авиатехника?

- Журналисты увидели наш вертолет в деле. Он, практически, вслепую садился на площадку в пургу. Наша российская промышленность ожила и сейчас на заводе отечественное оборудование составляет половину из имеющихся станков, - отметил Леонид Белых.

Впереди – новые проекты

В настоящее время на заводе продолжается сборка серийных вертолетов Ми-171А2, идут летные испытания нового Ми-171Е.

- Мы разрабатываем все новые и новые проекты: Ка-226Т, легкий вертолет и самолет, – говорит управляющий директор.

Улан-Удэнский авиазавод активно участвует в приоритетном национальном проекте по развитию экстренной медицинской эвакуации. ГТЛК поставлено 13 вертолетов Ми-8АМТ с медицинским модулем. Консолидированный заказ ПАО «ГТЛК» позволил сформировать производственную программу и на следующий год. В 2018 будет осуществлена поставка ГТЛК еще 12 таких вертолетов, - добавляет он.

Сотни жителей сельских районов Бурятии уже получили в прошлом году медицинскую помощь благодаря сертифицированному вертолету с медицинским модулем авиакомпании «Баргузин», позволяющему врачам оказывать медицинскую помощь во время транспортировки.

Объем производства предприятия в ушедшем году, по предварительным оценкам, остался на уровне объема 2016 года, как и объем поставок на экспорт. Более пяти тысяч работников предприятия получили годовую премию.

На Улан-Удэнском авиазаводе идет непрерывный процесс технического перевооружения: замена станков механообработки, реконструкция заготовительно-штамповочного производства, реализуются 11 инвестиционных проектов.

- Мы работаем над созданием нового гальванического производства. Планируем активно внедрять лазерные технологии. Продукт такого внедрения заинтересовал потенциальных заказчиков на авиасалоне МАКС-2017, где мы представили вертолет, окрашенный с помощью лазерной техники пикселями.

- По кооперации с «Иркутом» мы изготавливаем агрегаты для учебно-тренировочных самолетов Як-130 и Як-152. Практически вся документация разработана в цифре. И на сегодня рабочие на своих участках, у стапелей работают с электронной документацией. Использование трехмерных моделей значительно облегчает сборку агрегатов. На примере Ми-171А2 мы уже значительно продвинулись в использовании системы электронного моделирования конструкции и организации цифрового производства. Без цифровых технологий немыслимо будущее предприятия.

Немыслимо будущее и без высококвалифицированного персонала.

- Учебные заведения должны не просто подготовить, например, операторов станков с числовым программным управлением, которых может поставить в тупик изменение типа предлагаемого станка. Заводам нужны специалисты с комплексным базовым образованием. Разносторонние компетенции помогут быстро адаптироваться при трудоустройстве, открывают дорогу в высшие учебные заведения, - отмечает Леонид Белых.

Уже несколько лет назад пришло понимание того, что предприятие не удовлетворяет сложившаяся система профессиональных компетенций в республике. Результатом чего стала инициатива участия в международных мероприятиях по методике WorldSkills, занимающейся рабочими профессиями в высокотехнологичных отраслях промышленности. Сегодня работники предприятия занимают призовые места в конкурсах всероссийского масштаба.

2017 год был показательным для авиазаводчан в области переподготовки персонала. Прошли повышение квалификации и профессиональную подготовку на территории завода более 1000 человек. В учебных заведениях обучено 650 рабочих. Обучено руководителей и специалистов на территории завода около 400 человек, руководителей и специалистов в учебных заведениях более 1000 человек.

- Требования к персоналу в связи с модернизацией производства постоянно растут, и система подготовки персонала должна успевать за модернизацией. В то же время коллектив предприятия всегда славился тем, что умел мобилизоваться для решения сложных задач, успешно работая в команде. Не зря в конце года были подведены итоги заводской премии «Гордость завода». Награды стали признанием заслуг и благодарностью за вложенные в дело ум и сердце.

Формирование портфеля заказов продолжается

Сейчас ведутся предконтрактные переговоры с рядом российских и зарубежных коммерческих заказчиков.Планируется, что он останется приблизительно на уровне 2017 года. Ведутся предконтрактные переговоры с рядом российских и зарубежных коммерческих заказчиков.

- В 2018 году мы продолжим сотрудничество с компанией UTair по совместному выводу и продвижению вертолета Ми-171А2 на российский рынок. В среднесрочной перспективе – работы по созданию оффшорной модификации данного вертолета.

Идет сертификация вертолета Ми-171А2 в Китае, рассматривается вопрос о сертификации машины в ряде других стран. В рамках авиасалона в Дубае подписан первый контракт на поставку Ми-171А2 с компанией Vectra Group(Индия), который предусматривает также опцион на три машины. В конце года холдинг «Вертолеты России» подписал контракт на поставку вертолета Ми-171А2 с VIP-салоном в интересах иностранного заказчика. Это первый Ми-171А2 в такой комплектации. Планируется, что машина будет передана в конце 2018 года.

Сейчас в условиях модернизации авиазавод нуждается в квалифицированных кадрах, которые местные учебные заведения пока не могут предоставить. Хотя многое делается для этого. В новый год завод входит с новыми заказами, с наращиванием производства.

- Мы выполнили в срок и в полном объеме свои обязательства перед министерством обороны. В дальнейшем планируем больше ориентироваться на выпуск машин для гражданской авиации, - заключил управляющий директор Улан-удэнского авиазавода.

На реализацию проектов и программы обновления основных фондов в 2017 году авиазаводом было направлено свыше 1 млрд. 500 млн. руб. В период с 2018 по 2020 годы планируется освоить еще порядка 6 млрд. руб.

 

Татьяна Хамханова

Фото Сергея Тарасенко