Уполномоченный бурятского народа

 
 
Первый зампред правительства Иннокентий Егоров возглавил ВАРК (Всебурятская ассоциация развития культуры).
 
Высокопоставленный чиновник сменил Владимира Булдаева, руководившего общественной организацией последние восемь лет. Переизбрание, как и сам съезд ВАРКа накануне «Алтарганы», не было спокойным. 
 
Во - первых, у делегатов вышел спор насчет того, кто должен выбирать президента - все делегаты или избранный совет. Многие посчитали, что сегодняшняя система (совет) несправедлива и ущемляет права неравнодушных членов организации. 
 
Во - вторых, из совета по - тихому был исключен известный бурятский меценат Валерий Доржиев, который сегодня ожидает решения суда в Якутии. Депутату инкриминируется вымогательство взятки. Владимир Булдаев почему - то решил, что приговор обязательно будет обвинительным и поспешил исключить мецената из совета. Что вызвало бурю негодования среди делегатов, которые знают сколько средств и сил было вложено Валерием Доржиевым в развитие бурятской культуры, духовности и спорта. 
 
Не обошлось и без резких высказываний в адрес руководоства ВАРКа и исполнительной власти. Благо,  в президиуме сидел сам глава Бурятии Вячеслав Наговицын, так что у каждого имеющего претензии была возможность высказать их, как говориться, в лицо. 
 
Зачин положил известный ученый, историк-монголовед Шираб Чимитдоржиев. На правах аксакала он поднял вопросы далекие от собственно деятельности ВАРКа - о происхождении Вячеслава Наговицына, его деятельности в должности главы.
 
- Хочу отметить те проблемы, которые волнуют бурятский народ, и на которые недостаточно обращал внимание совет ВАРКа. Кадровая проблема. В советское время во главе бурят-монгольской республики стояли такие деятели: Ербанов, Дампилон, Хахалов, Цыремпилон, Модогоев и другие. Эта традиция была нарушена в последние десятилетия. Тогда, как в других национальных республиках должности главы или президента занимают представители титульных наций. Возьмите татар, башкир, тувинцев, калмыков, якутов и народы Северного Кавказа. Все они имеют своих президентов.
 
По его мнению, кадровый вопрос ушёл в кулуарные решения, отдан на откуп бюрократическому аппарату, который не считается с мнением бурятской нации. 
 
«А совет ВАРК молчит, как в рот воды набрал», - заявил он. 
 
Высказался он и наболевшей проблеме - выборах ректора БГУ. И прочих кадровых вопросах, периодически вопрошая зал: «Где был ВАРК при принятии того или иного решения?»
 
Досталось ВАРКу и от самого бывшего ректора БГУ Степана Калмыкова, которого уже не раз обвиняли в использовании интересов бурятского народа в  ситуации вокруг БГУ.
 
- Просто сидеть не достаточно - за 25 лет убедились. - Мы сидим как в окопе и изредка оттуда выглядываем, все наши усилия направлены на расширение окопа. А нам надо выйти из окопа.
 
Видимо, в ответ на призыв Калмыкова на сцену в зал вырвались по очереди известный общественник Солбон Санжиев, поэт - оппозиционер Есугей Сындуев, и Зоригто Дугаров из “Буряад зураг”. Все они обвинили ВАРК в консервативности, зашоренности, отсутствии демократии и банальной бюрократии. Из зала ожидаемо понеслось: «Долой Булдаева», «Бюрократы», «Даешь демократию». 
 
В общем - то на этом скандалы и закончились. Без лишних проволочек президентом ВАРКа был избран действующий чиновник правительства, фактически второе лицо республики Иннокентий Егоров. А Владимир Булдаев, насколько мы понимаем, продолжит работать в организации и даже влиять на принятие некоторых решений. Так, например, он пообещал возмущенным делегатам, что со следующего съезда голосовать по важным вопросам смогут все делегаты, а не только члены совета. 
 
Неожиданный интерес к ВАРКу от исполнительной власти можно расценивать по - разному. Очевидно, что к организации претензии есть не только у общественников. 
 
Наряду с обвинениями в инертности и беззубости, в адрес ВАРКа в последнее время звучали вполне конкретные претензии, в первую очередь о непрозрачности финансовой деятельности. Организация ежегодно получает государственные гранты на развитие бурятской культуры и частные пожертвования меценатов, однако, ни крупных проектов, ни отчетности по ним в широком доступе нет. По данным «Республики» совсем скоро ВАРК получит неслыханные 150 миллионов рублей. Возможно, доверить такие деньги в правительстве Булдаеву не решились.
 
С другой стороны, в предстоящей предвыборной гонке ВАРК и его статус (фактически сегодня это единственная организация, представляющая в широком смысле слова интересы бурятского народа) могут быть полезны Вячеславу Наговицыну. Несмотря на то, что организация не первый год критикуется самими же бурятами, другой, да к тому же с такой историей, у нас нет. 
 
Поэтому, скорее всего, верны обе версии. В данном случае видится желание властей начать налаживать диалог с бурятскими элитами, контролируя и развивая единственный инструмент, способный объединить разрозненные национальные образования и их лидеров. Выйдет ли из этого что - то путное, сказать трудно.
 
Заигрывать с национальными чувствами граждан и потакать капризам националистов занятие опасное. Достаточно вспомнить того же Степана Калмыкова и БГУ, когда обычный «хозяйственный спор» в одном учреждении перерос в митинги и полугодовое бурление депутатов Народного Хурала, уверенных, что возглавлять БГУ должен непременно человек титульной нации.
 
В 21 веке мы делим людей по цвету кожи и разрезу глаз при приеме на работу. Что же потом удивляться, что с высоких трибун того же ВАРКа бурят, не владеющих бурятским языком, называют «немыми скотами». Отличный способ развивать культуру и привлекать интерес молодежи.
 
При этом, подходит ли для этой миссии Иннокентий Егоров, известный своим авторитарным стилем управления, да и вообще не очень вежливого общения с людьми,  вопрос весьма спорный.