Выбираем достойнейшего?

 

Выборы спикера «Народного Хурала» пройдут завтра,  возможно уже совсем скоро мы узнаем его  или ее имя. От этого выбора действительно зависит очень много судя по возбуждению политически активных граждан и образований. «Республика»  решила  напомнить о «хуральской биографии» основых претендентов на кресло спикера, чтобы понять, что же более достоин встать у руля бурятского парламента. 

 

Начнём с Цырена Эрдынеевича Доржиева, который за последние 20 лет в Народном Хурале  стал профессиональным депутатом. В нынешений созыв он прошёл по спискам партии «Единая Россия». Чем же запомнился депутат кроме пикантных слухов о его личной жизни  и криминальной биографии сына Тушина Доржиева? 
 
К сожалению,  депутатских инициатив у Цырена Доржиева за последнее время было не много, вся работа  депутата и председателя бюджетного комитета сводится к тому, чтобы одобрять или отказывать. Например  некоторые СМИ связывают  тяжелое предбанкротное состояние  «Стальмоста» с нежеланием Доржиева одобрить республиканскую господдержку предприятию в виде  кредита на выплату заработной платы нескольким сотням рабочих. При том, что «Улан-Удэстальмост» входит в перечень организаций, существнно влияющих  на отрасли промышленности и торговли в регионе. 
 
«Формальной причиной отказа стало непредоставление некоторых документов. Председатель комитета выразил возмущение, что директор завода Анатолий Суслов лично не попросил его поддержать вопрос», - писал тогда МК в Бурятии. 
 
Бывший коллега Цырена Доржиева Игорь Бобков  пояснил, что  «ходить на поклон» к Доржиеву - это уже традиция. 
 
— Еще с прошлого созыва председатель бюджетного комитета Цырен Доржиев сосредоточил у себя колоссальную власть. Сегодня не председатели комитетов и даже не спикер НХ определяют, какой организации или отрасли дать бюджетные кредиты и гарантии, а кому нет, — сказал Игорь Бобков. — Все решает Доржиев. Сам комитет считается сложным, разобраться в бюджетном процессе могут немногие и там сидят либо те, кто не понял вообще, куда он попал, либо те, кто имеет личный коммерческий интерес к бюджетным деньгам.
 
К этой же категории относится блокировка финансирования социальноориентированных НКО на 2015  год комитетом Цырена Доржиева. 
 
- Этот закон (республиканский закон о помощи НКО) нужен, необходим, - отметил в ходе обсуждения председатель Комитета НХ РБ по бюджету, налогам и финансам Цырен Эрдынеев, -  но, когда мы его принимали в 2013 году, там было прописано, что в течение трех месяцев в Бурятии должна появиться госпрограмма. На сегодня Харитонов не представил ни одного документа. Мы на апрельской сессии не имеем права утверждать сумму финансирования, потому что это будет нарушением бюджетного законодательства.
 
Программа действительно ещё не разработана и в этом полностью вина исполнительной власти, однако это не мешало бюджетному комитету выделить  на нужды НКО в 2013 году 115 миллионов, а в 2014- ом 74,5 миллионов рублей.  В 2015- ом кризисном  году из-за нежелания бюджетного комитета идти навстречу пострадали организации помощи больным раком детям, детям - инвалидам и т.д. 
 
 
Борис Николаевич Ботоев, ещё один списочник «Едра» считается более инициативным депутатом, однако  его последние парламентские инициативы с трудом можно назвать популярными в народе.  Взять хотя бы упразднение  Конституционного суда, на завтрашней сессии это станет вторым по важности вопросом после выборов спикера. И если депутаты большинством выберут Ботоева, значит они полностью согласны с тем, что Бурятии не нужен ни Конституционный суд ни сама Конституция, как гарант права  нашей республики и её граждан на самоопределение. При этом сам Борис Ботоев поясняет, что нашей республике суд не по карману.
 
- Тратить ежегодно 12 млн рублей на содержание Конституционного суда, прямо скажем, не сильно загруженного работой, нецелесообразно, - пояснил Борис Ботоев. – Сейчас, когда на федеральном уровне такая мера принята незаконной, нам надо решить окончательно, оставлять Конституционный суд или упразднить его. Противники упразднения считают его важным атрибутом государственной власти республики. Я считаю, что Конституционный суд надо наделить реальными полномочиями, чтобы люди работали, но отдаю отчет в том, что такие суды могут себе позволить только богатые регионы. Для нас, которые экономят каждый миллион, содержание такого суда накладно.
 
Исходя из этой логики, сам Народный Хурал, на содержание которого уходит более 244 миллионов рублей в год,  тоже требуется упразднить, хотя бы частично, так как большинство его функций также носят декларативный характер, а мы по - прежнему бедный регион и просто не можем себе позволить такие траты.  Иначе к чему такая избирательность в отношении Конституционного суда?
 
Ещё одна иницитива Бориса Николаевича вносит изменения в закон  о выборах в местное самоуправление.  Ко всенародным выборам глав администраций районов добавится возможность выбирать главу  по конкурсу или из числа депутатов  представительного органа - райсовета или сельсовета. Сам Борис Николаевич считает, что ничего страшного не произойдёт и вариативность выбора - это хорошо. 
 
- В некоторых субъектах федерации власти прямо указали о предпочтительности выборов на конкурсной основе, - пояснил глава комитета. - У нас считают, что надо сохранить вариативность выбора, чтобы местные власти сами принимали решение, какая модель им более удобна. У каждой модели есть свои плюсы и минусы, я сторонник прямых выборов, считаю, что у людей должно сохраняться право выбирать власть.
 
На самом деле после принятия Хуралом соответствующего решения никто и не вспомнит о личной позиции Ботоева по этому вопросу. Но то, что муниципалитеты повально будут отказываться от всенародных выборов  - это точно. Ведь как у нас заведено издавна? Чем меньше народ знает, тем крепче депутат и чиновник спят.  На самом деле, ну что такого? Нас лишили выборов главы республики, мэра Улан-Удэ, лишить народ выборов глав районов логичный ход власти и правящей партии, и Бориса Николаевича, как части этой системы. 
 
 
Статус единственного одномандатника в этой троице выгодно выделяет Цыденжапа Бимбаевича Батуева. Кроме того, профиль комитета, который он возглавляет  должен  ему помочь, найти бурята «побурятистей» в Хурале вряд ли удастся.  Всё, начиная от спектра вопросов и инициатив в Хурале, заканчивая манерой общаться с публикой и коллегами, говорит о Цыденжапе Батуеве, как об истинном патриоте своей нации в хорошем смысле этого слова. 
 
Например, Цыденжап Бимбаевич один из немногих депутатов, да и политиков вообще рассматривает бурятское кино, как один из инструментов возрождения традициий, патриотизма и воспитания молодёжи. Он неоднократно высказывался в его поддержку и даже лоббировал финансирование через Хурал. 
 
Напомним, что закон о поддержке местного кинематографа был принят ещё в 2007 году, однако до 2013 года он не работал. Разблокировать закон удалось только пятому созыву Народного Хурала по инициативе Цыденжапа Бимбаевича. 
 
- Вместе с тем, правительство сейчас предлагает из вышеуказанного закона исключить полное финансирование на создание национальных фильмов, в том числе для детей и юношества, национальных фильмов – дебютов, а также - кинолетописи Бурятии. Мы с этим не согласились, но правительство горестно восклицает, что мы переживаем кризис, -  говорил тогда Батуев.
 
Однако при обсуждении закона об изучении бурятского языка в школах, комитет Цыденжапа Бимбаевича, как профильный, сильно прогнулся под давлением исполнительной власти. Существует мнение, что таким образом был достигнут компромисс,  бурятский язык стал окончательно необязательным к изучению в школах, однако на его развитие было выделено в разы больше денег, чем раньше. С принципиальной точки зрения битва была проиграна, о чём неприминули сказать хуральские коммунисты, однако в итоге  всё оказалось не так уж и плохо. 
 
 
- Я уже в том возрасте, когда выдвигать революционные убеждения поздновато. Как мы можем своим республиканским законом определять порядок изучения русского языка как государственного? Когда в Конституции Российской Федерации написано, что государственный язык - это русский. Теперь относительно изучения бурятского языка. ФГОС - это 36 базовых часов, которые утверждены в неделю. И за этим следит очень серьезная организация. Есть понятие национальных школ, в которых бурятский язык будет изучаться обязательно все шесть часов. А как будет изучаться бурятский язык в русскоязычных селах? Два часа поставят, и слава Богу. За все 400 образовательных учреждения, которые есть в Бурятии, каждый из нас в ответе быть не может. Есть понятие разделение ветвей власти. Нам федеральный законодатель дал право внести изучение и преподавание языка. Мы реализуем это право вот такой широкой формулировкой.
 
Немного подумав, депутат еще более эмоционально добавил, стараясь убедить коллег принять вносимые изменения в закон.
 
- Вы думаете, я такой оптимист и рассчитываю, что в Баунте во всех школах будет преподаваться бурятский язык? Да не будет он там преподаваться. Очень прошу себя не раскручивать вопросом обязательно или необязательно.