Депутаты и общественники Бурятии отказали в праве жить нежеланным младенцам

 

Из года в год республику шокируют новости о спущенных в унитаз, выкинутых на помойку, умерщвленных собственными матерями сразу после рождения детях. Решить проблему этих зверств могли бы анонимные бэби - боксы, куда мать может оставить нежеланное дитя, так как чаще всего на подобное преступление женщина идет не по собственной воле, а из-за тяжелых жизненных обстоятельств. Однако, в Бурятии при обсуждении данной инициативы общественники, депутаты, медики и духовенство в один голос заявляют о порочности такой практики.

 

Криминальные роды

На прошлой неделе Улан-Удэ шокировала новость о 17-летней студентке из Монголии, которая родила в туалете общежития и убила свое новорожденное дитя. 3 мая, примерно в 4 утра девушка закрылась в туалете. Через час ее обнаружили в бессознательном состоянии в луже крови, а под ней лежал мертвый младенец, которого, как сообщают правоохранители, она умерщвила.  Девушку отвезли в больницу. Сейчас она в коме, и врачи борются за ее жизнь.

Этот случай далеко не единственный, о котором стало известно в сми, и, скорее всего, один из многих, не преданных огласке. В январе 2012 года  в Кабанском районе Бурятии  женщина родила мальчика во дворе своего дома, после чего отнесла ребенка на окраину села, к лесу, где закопала его в снег. Как позже установила экспертиза, мальчик умер от переохлаждения.

В мае 2014 года в заиграевском районе женщина родила ребенка на спортивном стадионе, затем рукой закрыла дыхательные пути новорожденного. После завернула тельце в полиэтиленовый пакет и спрятала в заброшенной сельской бане. В августе того же года на станции Тимлюй между 1 и 3 междупутьем был обнаружен полимерный пакет черного цвета. В пакете находился труп новорождённой девочки европеоидной расы.

В том же месяце при прочистке канализации в одном из домов в Улан-Удэ сантехники обнаружили фрагменты человеческого плода. Его вес был меньше 500 граммов, в связи с этим следователи сделали вывод, что это не родившийся младенец. Соответственно, плод нельзя признать ребёнком. Дело от следователей передано полиции, так как в возбуждении уголовного дела было отказано.

Преступления по ст. 106 УК (убийство матерью новорожденного ребенка) относятся к латентному составу преступлений, то есть вполне вероятно, что последних было больше, но часть из них не была зафиксирована.

Если рассматривать каждый случай, то можно описать общий портрет женщины, решившейся на убийство своего ребенка. Как правило, они находятся в трудном материальном положении, не имеют полноценной семьи или находятся в состоянии постоянного угнетения со стороны мужа, близких родственников, имеют низкий социальный статус и невысокий уровень образования. Часто присутствуют проблемы с алкоголем. Нередки случаи, когда женщина намеренно скрывает свое положение до последних дней, не наблюдаются у врача, что лишь доказывает намеренность ее поступка.

Бэби - боксы как спасение

Как вариант, одним из известных средств профилактики детоубийства матерями (инфантицида) является внедрение бэби-боксов - специально оборудованных мест для анонимного отказа от ребёнка и передачи его на попечительство государственным службам и органам.

Чем же привлекателен бэби-бокс? В первую очередь, дело в анонимности. Никто не узнает, кто мать подкидыша. Во-вторых, простота оставления ребенка. Несмотря на то, что в медицинском учреждении можно анонимно оставить младенца после родов, никто не отменяет прохождения морально тяжелых процедур по отказу в роддоме.

Безопасность для здоровья ребёнка. Бэби бокс оборудован системами жизнеобеспечения, которые не дадут ребенку умереть, к тому же, система сразу же даст сигнал, что в боксе появился ребенок. Буквально в считанные минуты ребенка заберет скорая.  И наконец, одумавшаяся мать имеет возможность вернуть малыша до того, как тот будет кем-то усыновлен. Для этого необходим ДНК-тест и прохождение специальной комиссии.

Однако и тут не все так просто: дискуссии о том, как подобные «окна жизни» влияют на психологию будущих мам, ведутся с 2011 года, когда первая подобная коробка появилась в Сочи.

В Бурятии данную инициативу несколько лет назад озвучил еще тогдашний глава Бурятии Вячеслав Наговицын, признав необходимость такого рода помощи для женщин. Однако, с тех пор дело так и не сдвинулось с мертвой точки, а дети, простите за каламбур, при этом продолжают умирать.

Последнее обсуждение бэби - боксов по иронии судьбы состоялось за пару недель до чудовищного случая с монгольской студенткой, на котором заинтересованные лица заявили о том, что бэби - боксы в республике не нужны.

Бездушное лицемерие

Сегодня региональные власти обладают полным правом самим решать вопрос о необходимости установок в регионе бэби-боксов.

Как сообщает ИА «Байкал дейли», в конце апреля в Улан-Удэ состоялось заседание Регионального координационного Совета, на который был вынесен вопрос о целесообразности установки бэби-боксов. Министерства, религиозные организации и общественность решительно выступили против подобной инициативы.

Как рассказала главный педиатр Бурятии Наталья Гомбоева, в республике уже существует процедура анонимного оставления ребенка в медицинском учреждении. С каждым годом статистика показывает, что количество оставленных детей сокращается: в 2013 году таких отказников было 40, а в прошлом 2016 только 9.

- Служба профилактики отказов от новорожденных работает эффективно, в 2014 году удалось профилактировать 14 отказов. Чаще всего проблемы были в отсутствии жилья матери и её несовершеннолетии. Зная, что женщина планирует отказаться от ребёнка, с ней работают и психологи, помогают ей с документами, - рассказала Наталья Гомбоева.

– Есть факты, когда женщина передумывает. У нас таких 4 было в прошлом году.

Немаловажно и то, что при оставлении детей в медучреждениях, врачам известны данные о ребенке – состояние здоровья, генетическая наследственность, что в случае бэби-боксов исключено, - заявила педиатр.

По мнению минсоцзащиты, больше внимания нужно следует уделять профилактике оставления детей и государственной помощи многодетным семьям. Свое отрицательное отношение высказала и РПЦ.

Священник и член общественной палаты Бурятии Алексей Шевцов заявил с позиции РЦП отсутствует основание утверждать, что внедрение бэби-боксов «действительно содействует заявленной цели».

- Такая практика оказывает серьёзное отрицательное влияние на нравственное сознание людей, нарушает права родителей и детей. Несмотря на то, что такая практика введена в других странах, какое либо подтверждение её эффективности для спасения жизни детей отсутствует, - рассказал священник.

По его словам, в первую очередь к бэби-боксам идут не те матери, которые хотели бы убить детей, а те, кто могли бы и дальше воспитывать чадо.

После единодушного мнения, что бэби-боксы в Бурятии не нужны, депутат Баир Цыренов предложил создать резолюцию по итогам заседания. Данная резолюция позволит Бурятии не принимать соответствующий закон о создании таких мест для оставления ребёнка.

Таким образом, в Бурятии согласились с мнением, что женщина, решившаяся на убийство, сделает это в любом случае, поскольку психика такого человека уже надломлена. Такая «мать», якобы,  никогда не понесет младенца в бэби-бокс, а сразу его убьет. Сторонники такой теории считают, что женщины, находящиеся в тяжелой жизненной ситуации, находятся в сомнениях, и бэби-бокс, таким образом, только побуждает их расстаться со своим ребенком, увеличивая количество сирот.

При этом резонен вопрос, что важнее: жизнь ребенка или искушение для матери его оставить? 

Ради жизни

Как считают сторонники бэби-боксов, даже если последний спасет хоть одного младенца, то проект уже можно считать удачным.

В интернете на сайте change.org опубликована  петиция с целью не допустить запрета на бэби-боксы, под которой подписалось уже 290 тыс. человек. Еще 10 тыс. голосов, и она будет отправлена уполномоченному по правам ребенка Анне Кузнецовой.

Сегодня бэби-боксы функционируют лишь в некоторых регионах России. Благодаря им за 4 прошедших года удалось спасти жизни 34 детям. Первый бэби-бокс был открыт в сентябре 2011 года в Сочи. На сегодняшний день в Краснодарском крае работает уже пять подобных «окон жизни».


Антон Иршутов, «Центральная газета»