На шее у Кремля

 

Или почему Бурятия должна преодолеть комплекс вечного иждивенца.

 

Какой бы ни была в Бурятии власть, она постоянно сталкивается с проблемой дотаций из Москвы. Дотационный, депрессивный регион, несамостоятельный иждивенец - таковы вечные претензии Москвы к республике.

Брошенный регион

Комплекс неполноценности начал культивироваться в Бурятии ровно в тот момент, когда страна перешла на рыночные рельсы в начале 90-х. До этого, в Советском союзе таких понятий не было, государство старалось мыслить масштабно, пусть и в рамках плановой экономики, равномерно развивая даже самые медвежьи уголки страны.

Так, в пропащей сегодня, по мнению Москвы, Бурятии были заложены мощные заводы, фабрики, научные и производственные институты. Тогда Москве не мешало ни географическое положение республики, ни уровень образования людей, ни климатические особенности, ни тем более стоимость электричества. То есть все то, что сегодня называется сдерживающими факторами развития бурятской экономики. Понятно, что плановая экономика больше нигде не применима, у нее нет будущего, а рыночная, пусть и более эффективная, не предполагает какой-то там благотворительности.

Поэтому с приходом рынка в Бурятии рухнуло все. Для заводов не стало государственных заказов, потому, что все стало стоить реальных денег. Логистика, себестоимость производства, уровень качества, доступ к сырью, доступ к элитам, которые вмиг начали монополизировать целые пласты советской промышленности, - все это сыграло против Бурятии.

Так и живем с тех пор. С болью за богатое прошлое и виной за нищее настоящее. Причем,эту вину активно навязывает центр, умело подкидывая Бурятии недорогие инфраструктурные проекты типа школ, детских садиков, больниц, дорог, физкультурных центров. Такое взаимодействие на словах выглядит примерно так- «мы вас тут кормим, строим, все для вас делаем, пора бы и вам поработать, увеличить поступления в бюджет и все такое, сколько можно -то вас содержать».

На деле получается совсем по-другому. Если утрировать, то по путинским дорогам некому ездить, потому, что  на бурятскую зарплату невозможно купить хорошую машину, в физкультурные центры некому ходить, потому, что стоимость абонемента в тот же бассейн доступна только очень обеспеченным людям, новые детские садики, школы и больницы не на что содержать, в бюджете нет денег, бюджет в перманентных кредитах в государственных и коммерческих банках. То есть по сути, инфраструктура обновляется, народ замечает видимые изменения в лучшую сторону, отчего складывается ощущение, что жить мы стали лучше и веселее. Но это не так.

Замкнутый круг

Республика физически не может выдать больше доходов. Собственными доходами можно считать в том числе налог на доход физических лиц и доход на прибыль организаций. Но откуда им взяться, если в республике нет ни одного нового крупного предприятия, а зарплаты у людей в три и более раза ниже московских?

До сих пор республиканский бюджет крайне зависим от поступлений осколков советской промышленности, например Авиазавода. В хороший для  завода год, например, когда резко скакнул доллар и заказы автоматически подорожали в два раза, бюджет Бурятии получает на несколько миллиардов рублей больше чем обычно, а это деньги на строительство социального жилья, на индексацию зарплат и т.д. Все ликуют. В плохой для Авиазавода год, когда сокращаются объемы заказов, в бюджете республики миллиардная дыра, начинаются сокращения, урезания, в общем затягивание поясов, сопровождающееся стоном чиновников.

Было бы хорошо, если бы в Бурятии появилась пара-тройка промышленных предприятий уровня Авиазавода или ЛВРЗ. Но нынче не советские времена, даже при самом благоприятном раскладе на это уйдет 10-20 лет, при неблагоприятном, не случится никогда. Туризм и сельское хозяйство, о котором так много говорят эксперты, дело, конечно, не лишнее и хорошее, однако, в то, что эти отрасли в ближайшее время смогут существенно повлиять на доходы бюджета, верится с трудом.

И это замкнутый круг, стеклянный потолок, в который упираются все программы развития республики, все расклады и прогнозы экономистов. Бездотационность бурятского бюджета недостижима в обозримом будущем, это не та цель, к чему мы должны стремиться.

Наговицын был не прав

Вячеслав Владимирович, придя к власти в 2006-ом, наивно полагал, что через 7-8 лет Бурятия сможет выйти на бездотационный уровень, что было крайне неосторожно, так как это ему припомнили в конце второго срока. Конечно, он полагал, что заложенные в программу СЭР Мокская ГЭС, Холодненское и Озерное месторождения и т.д. « выстрелят»  и смогут выровнить обеспеченность республиканского бюджета. Но практически ничего из списка Наговицына не случилось. Не по его вине, просто потому, что Бурятия в части промышленного производства не вписывается в рыночную экономику и ничего тут не поделаешь.В первую очередь из-за экологического законодательства по Байкалу.  

Новый глава Алексей Цыденов более осторожен в своих прогнозах. Более того, он старается вообще не заглядывать не то, что в дальнюю, даже в среднюю перспективу. То о чем говорил Цыденов во время предвыборной кампании случается здесь и сейчас, максимум в течении года. Он уже привел очень много денег в республику, что в конечно счете повлияло на результат выборов, но крупных проектов, которые могут повлиять на жизнь республики в списке Цыденова нет.

При этом выход на бездотационность или хотя бы существенное сокращение дотаций из Москвы - является основополагающим критерием в работе губернаторов. Существуют целые рейтинги и группы смерти, когда неэффективных губернаторов, которые не могут обеспечить сбалансированность бюджета, привлечь инвесторов и оживить экономику, ставят в очередь на вылет.  Так, один человек, причем назначенный тем же Кремлем, а соответственно не имеющий ни воли ни мотивации ставить свои условия, становится заложником сложившегося замкнутого круга.

Многие в таких условиях начинают играть с цифрами и изображать бурную деятельность, которая в итоге заканчивается на победных пресс- релизах, но никак не влияет на реальные показатели.

При этом никто и никогда в Бурятии не говорил о том, что нам нужно больше денег из Москвы, и просить не стыдно, ведь это единственный путь развития Бурятии. Конечно, заявивший об этом ставленник Кремля недолго бы пробыл на своем посту, однако сегодня Бурятии находится в гораздо более выгодном положении и может диктовать федеральному центру свои условия.

Больше дотаций-лучше жизнь

Например, существует такой вид несистемных дотаций из федерального бюджета еще более активное участие в федеральных программах, однако, программы, как дополнительный источник финансирования положены не всем. И дело тут не в пробивных способностях губернаторов или работе республиканских министерств и ведомств. Любые федеральные трансферты, субсидии, субвенции и т.д. являются инструментом регулирования в регионах.

Например, субсидию по федеральной программе прекрасно может получить регион-донор, или, наоборот, дотационный регион может лишится всякой поддержки, не положенной по закону. Часто такое бывает с регионами, где власти находятся в оппозиции к Кремлю. Так, после выигрыша на выборах в 2014 году в Иркутской области коммуниста Сергея Левченко, регион лишился существенных дотаций, как и Красноярский край, когда губернатор Виктор Толоконский оказал моральную, а может быть и материальную поддержку Левченко.

В этом плане у Бурятии все хорошо, явка выше среднего и высокий показатель доверия Цыденову на последних выборах дают ему карт-бланш на первое время. Думается, что Кремль будет благосклонен и включит наш регион в «жирные» федеральные программы. Скорее всего в основном они будут касаться развития Дальнего Востока и сохранения экологии Байкальского региона.

Однако, этого будет мало. Бурятии необходимо громче заявлять о себе, избавиться от комплекса неполноценности и на равных разговаривать с федеральным центром. Кремль должен понять, что за объективную невозможность для Бурятии вписаться в рыночную экономику необходимо платить всей стране. Ответственность за нищенское существование народа, в том числе самого многочисленного сибирского этноса должна нести Москва.

В данном случае роль Алексея Цыденова трудно переоценить. У нового главы должны найтись причины мыслить не категориями личной карьеры, но интересами всей Бурятии, всего народа, населяющего республику.

 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»