Новые туристические грабли

 
Почему развитие туристической отрасли в республике напоминает эффект дежавю?

 

Сегодня в Бурятии новая власть, новый кабинет министров и даже новое министерство туризма, созданное специально для усиления этого направления. Сегодня кажется, что настало время для действительно мощного рывка, что туризм- реальный выход для бурятской экономики. Однако, все это уже было почти десять лет назад, когда в Бурятию приехал Вячеслав Наговицын. Все те же идеи сегодня транслирует Алексей Цыденов.

Очевидно, что в условиях отсутствия других точек роста для экономики, каждый руководитель связывал бы свои надежды с туризмом. Как и десять лет назад внутренний туризм все также актуален в стране, на это дают деньги, туризмом можно выделиться на фоне других депрессивных регионов.  В свое время за счет туристической повестки в Улан-Удэ были построены и отремонтированы объекты культуры, театры, памятники, улицы, дороги и т.д.

Однако основная цель за 10 лет достигнута не была. Оказалось, что туристов мы считаем неправильно, ошибки в расчетах количества прибытий в республику признала даже новый министр туризма Мария Бадмацыренова. Человек в отрасли далеко не новый, но обнаруживший ошибку только сейчас.

Значит один индикатор по туризму мы уже не выполнили и нет у нас пресловутого миллиона туристов в год. Но даже если и есть, то судя по официальным данным на 2011 год (свежее просто нет в открытом доступе), каждый турист потратил в республике около 194 рублей. Так себе прибыль конечно, даже если учитывать, что большая часть туристического бизнеса находится в тени.

Другой важный индикатор, который показывает эффективность отрасли за последние 10 лет - Байкальская гавань, флагман бурятского туризма, эффективность которого сегодня чуть больше ноля.

Спрашивается, чем мы вообще занимались эти десять лет в приоритетной отрасли экономики? Если такая работа ведется в приоритетных областях, страшно подумать что происходит во всех остальных.

Верхом неудач бурятского туризма можно считать сайт «Туризм и отдых в Бурятии»  baikaltravel.ru, которое создавало еще тогдашнее агентство по туризму республики. Сегодня сайт, на который ушло почти полтора миллиона рублей из бюджета, неслыханная сумма на тот момент, да и сейчас немаленькая, не работает. Эксперты сразу раскритиковали сайт и были правы, что это пустая трата денег.

Но дело даже не в деньгах, на хорошее дело никаких денег не жалко, тем более в  приоритетной области. Главное, что бездарно было упущено время. У агентства было подобие информационного ресурса, с корявеньким дизайном, с редко обновляемыми страницами, а те, которые были переведены аж на пять языков так вообще не обновлялись ни разу. Но он был и они им прикрывались, как памятником работе чиновников, как памятником бурятскому туризму, и ничего не делали.

При этом Мария Бадмацыренова в своей программе, с которой она шла на конкурс, не раз обмолвилась о том, что министерству будет необходим централизованный сайт, на котором будет вся удобная для туриста информация, новости и т.д. Ничего не напоминает?

Слава богу Мария Бадмацыренова не предлагает открыть новый сайт и бухнуть туда еще пару миллионов, как поясняют в правительстве, сайт будут только обновлять, однако, неизвестно во сколько обойдется редизайн ресурса. Бывает так, что обновление может быть равно созданию нового сайта.

Вообще, бюджет нового министерства в 25 миллионов рублей на 2018 год не внушает особого оптимизма, учитывая, что 50% из этих денег новый министр предлагает пустить на маркетинг, продвижение Бурятии за рубежом и все такое. Будет жаль, если маркетинг территорий сведётся, как и раньше, к катанию наших чиновников по выставкам и заграницам. 15% бюджета уйдет на кадры и 35% на инфраструктуру. Что можно будет построить на 8-9 миллионов непонятно. Может быть пару туалетов по дороге на Байкал?

 

Евгения Балтатарова