Озеро в разнос

 

На озеро Котокель, в котором ученые обнаружили признаки «гаффской болезни» несколько лет назад, в этом году вернутся туристы. Однако, пока чиновники мечтают о прибыли, экологи предрекают новые беды.

 

С Котокеля необходимо снять запрет на рыбалку и купание. С такой просьбой к правительству Бурятии в этом году обратились медики и надзорные ведомства республики. Более 9 лет врачи и экологи наблюдают за озером Котокель и проверяют рыбу на подопытных животных. Негативных результатов сегодня не обнаруже- но, как сообщил Роспотребнадзор, проверяющий пробы воды. Все подготовленные документы для открытия рекреации на Котокели уже находятся на согласовании с заинтересованными ведомствами. Скорее всего, в числе наиболее заинтересо- ванных окажется создаваемое министерство туризма Бурятии.

Масштабы бедствия

Озеро Котокель находится всего в 2 км от Байкала. До 2008 года оно было самым популярным местом отдыха для туристов. Но весной 2008 года, когда на озере растаял лед, на поверхность всплыла дохлая рыба. Летом этого же года токсичной рыбой отравились жители окрестных сел. Версий откуда взялась болезнь и почему Котокель в считанные месяцы превратился в мертвое море, было множество. Основная — выработка губительных токсинов.

Неофициальная версия гибели озера — зарождение болезни около 25 лет назад. В 90-х на Котокеле планировали построить кормоперерабатывающий завод. В озеро завезли американскую водоросль — элодею канадскую. Однако с перестройкой развалились и эти грандиозные планы. Со временем водоросль стала гнить на дне озера и выделять токсины.

Вполне жизнеспособной версией казалась и история о некоем газе. Некоторые ученые предположили, что рыба отравилась газом, который поступает в воду из тектонической расщелины. На самом деле много лет ученые и специалисты, которые регулярно исследовали водоросли и воду, терялись в догадках, почему же Котокель погибает.

Однако объективно избежать загрязнения озера и появления губительных болезней в этой экосистеме было невозможно. Во-первых, берег озера во все времена был сильно завален свалкой твердых бытовых отходов. Возможно, местные сами устроили там помойку, а, может быть, этот мусор был как-то иначе завезен. Однако главную роль сыграло отсутствие в прибрежных селах санкционированной свалки. Во-вторых, туристические объекты работали без очистных сооружений. Фекальные массы бурным потоком с тех самых турбаз стекали прямиком в озеро. Еще в древно сти в этих местах шаманы предостерегали от подобного исхода, когда строго запрещали населению справлять «малую нужду» в водоемы, считая большим грехом.

Смерть от «Гаффской болезни»

Однако смертельный приговор «гаффская болезнь» подписала не только экосистеме озера, но, местным жителям. На берегах Котокели расположено три маленьких села: Котокель, Черемушки и Исток. Деревни настолько маленькие, что нет даже отлаженной системы пассажироперевозок. Большинство жизненно важных социальных объектов находятся в райцентре, а автобусы ходят в села с перебоями. Из райцентра до озера ехать примерно 2 часа.

Работы в селах нет практически никакой. Местное население в основном занималось обслуживанием турбаз. Некото- рые работают в лесхозе. Люди выживают за счет домашнего хозяйства, леса и озера. Летом собирают дикоросы: ягоды, грибы, которые продают в райцентре или на трассе туристам. Зимой охотятся, до болез- ни озера спасались уловом во время подледной рыбалки.

Всего на озере Котокель работали 35 туристских объектов, в самый пик летней жары там отдыхали до трех тысяч человек в день. С закрытием озера местный бизнес потерял и прибыль. Кому-то пришлось искать альтернативные территории размещения туристов на Байкале, кто-то просто закрылся. Оценить экономический ущерб от гибели озера сегодня сложно. Вероятно, за 9 лет простоя счет идет уже на сотни мил- лионов рублей.

Местные тогда даже поговаривали, что подозревают намеренное заражение озера Котокель. В этих местах земля по цене золота. Вот и пошли слухи, будто турбазы позакрывали, чтобы скупить землю. А как только землю скупят, озеро оживет: можно будет рыбачить и купаться. Сейчас с замиранием сердца все ожидают возрождения былой рекреации на берегу Котокеля. Места здесь самые удачные: безветреная местность, умеренная влажность, красивая природа с густыми лесами — когда- то это было идеальное место для семейного отдыха.

Не все так гладко

Недавние исследования воды и рыбы на содержание опасных веществ показали, что озеро восстанавливается. Однако, по мнению эколога Сергея Шапхаева, Роспотребнадзор, который мониторил состояние Котокеля, издал двоякое постановление.

«Прекратился ток загрязняющих веществ. Сегодня люди ловят рыбу в озере, едят ее, дают животным и случаев заражения или отравления не зафиксировано. Хотя Роспотребнадзор также опубликовал данные, что в воде все-таки присутствует отклонение от нормы САНПин и есть микроорганизмы и вещества, которые пагубно влияют на здоровье людей. Это значит, что купание в озере пока не рекомендовано»,— пояснил эколог.

Научный сотрудник лаборатории паразитологии и экологии гидробионтов ИОЭБ Дмитрий Матафонов на протяжении всех 9 лет занимался изучением причин отравления Котокеля. Сегодня он утверждает, что в 2016 году симптомы токсичности воды и рыбы при исследованиях на животных не проявлялись. Это может свидетельствовать о том, что экосистема восстанавливается от «гаффской болезни». Однако не все так однозначно.

«Пока нельзя считать озеро полностью здоровым. Санитарно-гигиенические показатели, органолептика оставляют желать лучшего. Как говорится, болезнь прошла, а спину ломит. Есть вероятность, что болезнь может вернуться или же на ее место придет нечто другое, не менее опасное»,— пояснил Дмитрий Матафонов.

Поэтому, считает ученый, говорить о возврате былого турпотока и тем более наращивании мощности рекреации говорить преждевременно. Это действия на страх и риск. Однако при Минприроды Бурятии уже прошло совещание, на котором официально карантин из-за «гаффской болезни» с озера Котокель снят.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»