Пора делиться

 
Минфин планирует обложить налогом около 15 миллионов самозанятых россиян. Таксисты, кондитеры на дому, фотографы и программисты могут оказаться в трудном положении, ведь теперь их деятельность фактически вне закона.  О том, как государство собирается выводить из тени самозанятых граждан, используя одновременно и кнут и пряник, в материале «Республики».

 

А что у вас там в кармане?

Еще в мае 2018 года Министерство финансов Российской Федерации предложило ввести налог для самозанятых граждан – налог на профессиональный доход. Ставку налога предлагается установить в размере 3% если оказываются услуги физическим лицам, и 6% если речь идет об оказании услуг юридическим лицам.

Законодательно самозанятость закреплена только в налоговом кодексе, где пока сказано, что согласно п.70 ст.217 НК РФ такие граждане не платят налог на доходы  физлиц. Самозанятые могут оказывать услуги репетиторов, по уходу за детьми, больными, престарелыми, уборку помещений и другие виды, предусмотренные региональными властями. На 1 марта 2018 г. в некоторых субъектах введены следующие виды самозанятых: работы по выпасу скота, по ремонту одежды, по ремонту помещений по работам строительным отделочным, по предоставлению парикмахерских услуг, по деятельности в области фотографии, по ремонту электронной бытовой техники, по ремонту бытовых приборов, домашнего и садового инвентаря.

Принципиальный момент, который отличает самозанятого от индивидуального предпринимателя или владельца компании, — отсутствие наёмных работников. Как только самозанятый берёт себе помощника на условиях трудового найма, он по факту покупает рабочую силу и присваивает прибавочную стоимость, — следовательно, переходит от личного труда к эксплуатации труда, и более не является самозанятым, приобретая характеристики предпринимателя.

Предпринятая ранее неловкая попытка вывести из тени самозанятых провалились. На 1 марта 2018 года численность самозанятых в РФ составила  1171 человек из 15 миллионов трудоспособных, но нигде не зарегистрированных граждан, несмотря на налоговые каникулы.

Итак, что же предлагает Минфин? Планируется максимально упросить процедуру регистрации самозанятого, исключив все ненужные формальности. Будет отсутствовать необходимость в сдаче отчетности и посещения налоговых органов. Оплата налога вероятно будет проходить через специализированное мобильное приложение, где должны отражаться доходы и сумма уплачиваемого налога. По задумке Минфина данные о доходах проверяться не будут.

Однако вряд ли бумажная волокита и контакты с налоговиками являются основным препятствием на пути в легальный бизнес.

В качестве дополнительных мотиваций выхода из тени рассматриваются варианты предоставления льготных кредитов и налоговых вычетов для юрлиц, являющихся клиентами самозанятых. А заодно и не выпускать за границу не легализованных самозанятых нянь и уборщиков и выплачивать только минимальную пенсию по достижению пенсионного возраста.

Минфин рассчитывает, что налогоплательщиками станут физлица, которые не имеют работников и получают доход не более 10 млн рублей за год. И вот уже с 1 января в четырех регионах в рамках пилотного проекта по отработке технологии работы с самозанятыми стартует эксперимент с мобильным приложением для самозанятых, где они смогут зарегистрироваться и осуществлять платежи фактически без налоговой отчетности и сдачи документов.

Кому это нужно?

И все это выглядит более-менее стройно со стороны государства. Стоит взглянуть на ситуацию с точки зрения самозанятого гражданина, как становится ясно что пользы в предполагаемом законопроекте не так уж и много. Обещанная упрощенная процедура регистрации в налоговом органе и уплата налога в «один клик», очевидно, не то, ради чего миллионы нянь, уборщиков, пастухов и разного рода фрилансеров побегут скачивать приложение в свои телефоны.

А что предложило государство для самозанятых с точки зрения выгоды, в обмен на требование поделиться частью доходов? А по большому счету выходит что ничего. Возможно, наиболее заманчивое предложение это выгодные кредиты, которые можно будет пустить на расширение бизнеса и получения большей прибыли. Однако, если рассматривать юридическую трактовку самозанятости, которой, впрочем до сих пор нет, то это нужно далеко не всем. Каким образом няня, фотограф или пастух может расширить свой бизнес, не нанимая дополнительных сотрудников, а значит выйдя из понятия «самозанятый», ответить затруднительно. Многие имеют достаточно узкий и устойчивый рынок сбыта, а то и вовсе одного постоянного заказчика, чтобы не тратиться на ту же рекламу.

В конце концов в стране действуют различные программы поддержки предпринимательства от центров занятости до многочисленных государственных фондов. Однако условия и требования предоставления средств настолько сложные и непрозрачные, что многим мелким предпринимателям проще игнорировать такую форму помощи. Возможно переосмысление условий выдачи средств государственной поддержки имело бы должный эффект. В большинстве своем самозанятые граждане осознают, что не платя отчисления и налоги, они становятся некоторой обузой для тех, кто платит исправно. И готовы платить, но что-то получая взамен.

Карательные инструменты принуждения к легализации тоже не выглядят стопроцентным решением проблемы. Тех людей, кого Минфин, Минюст и ФНС определяют в категорию самозанятых граждан, вряд ли можно назвать частыми гостями международных аэропортов. Многие из них занимаются этим лишь бы сводить концы с концами и не мечтают о заграничных поездках. Расценки на услуги самозанятых зачастую ниже тех, что предлагают юрлица. Это для многих единственный способ конкуренции. А значит и доходность ниже. Хотя законодательство обязывает заказчика обеспечить страховые отчисления исполнителя, самозанятый на такие условия пойти не может. Ему придется либо завышать стоимость услуг, либо снижать свою прибыль, которая и так невысока.

Справедливости ради, как вариант предполагается что новый налог с дохода может включать страховые, пенсионные и прочие отчисления. Да и как будут определять самозанятость гражданина, если он в статусе самозанятого не числится, непонятно. А если бы и числился, то и препятствий на выезд ему нет. Выходит, такая мера как ограничение выезда является малоэффективной. К тому же в стране и так действует ответственность за незаконное предпринимательство, предусматривающее штрафы и даже конфискации.

Таким образом в сыром виде законопроект лишь обязывает самозанятых поделится своим доходом, ответные плюшки выглядят мягко говоря не особенно интересно. Не найдя действительно привлекательных и выгодных для самозанятых способов легализации, государство вполне вероятно может прибегнуть к старому проверенному способу. Путем контрольных закупок, рейдов и прочих показательных карательных мероприятий донести до несговорчивых граждан что «надо делиться». А такая деятельность если и выведет на легальный рынок определенную долю испугавшихся самозанятых, то точно не спровоцирует рост предпринимательства как такового.

 

Алексей Доржиев, «Республика»