Война в Тунке окончена?

 
Руководители района под пристальным взором врио главы Цыденова признались друг другу в «любви».

 

Ознакомительный визит на прошлой неделе Алексея Цыденова в Тункинский район закончился полным примирением давно враждующих ветвей власти, сообщают сми. И как подтверждение тому в интернете появилось недвусмысленное обращение председателя райсовета Аламжи Сыренова и последующая реакция на него самого Цыденова. Еще ранее оппонент Сыренова и его главный соперник на выборах в 2016 году Иван Альхеев, которому удалось в ходе весьма грязной кампании стать главой района, также обратился к согражданам с призывом жить дружно.

Удалось ли Цыденову стать на самом деле миротворцем в сложном и наверное самом богатом районе Бурятии и как будет жить Тунка дальше в материале Евгении Балтатаровой.

Сплотились перед выборами

Похоже, что знакомство с новым руководителем республики настолько впечатлило тункинские элиты, что те как на Кавказе решили оставить «кровную месть» и наконец - то жить в мире и согласии. При этом ни Аламжи Сыренов ни Иван Альхеев не скрывают, что данный шаг связан с предстоящими в сентябре выборами главы Бурятии.

«10 сентября 2017 года, впервые за 15 лет, Тункинский район, как и вся Бурятия, будет выбирать нового главу. С этого события откроется и новая глава в истории нашей республики, граждане которой достойны стабильности, спокойствия, мира и благополучия. Особенно это актуально для жителей Тункинской долины, уставших от бесконечных распрей, незатухающей вражды, взаимного непонимания, отнимающих у нас наше общее будущее. Вражда вредит интересам людей, а ее последствия сказывается на самочувствии всей республики. Мы эту вражду начали – нам ее и прекращать», - цитирует Сыренова сайт tunka24.ru.

Причем личность Цыденова тункинцами видится не просто как миротворческая, «с новым главой»  они уже готовы начать жизнь с «новой главы».

Алексей Цыденов оценил обращение Сыренова как «настоящий мужской поступок». О чем он написал на своей странице в Фейсбуке.

«Для Тунки настало время перемен, - отметил он. - Политика разделения и противостояния превратила один из самых перспективных районов в арену бесконечных политических баталий. Заложниками конфликта стали обычные люди. Развитие Тункинского района и нашей Республики возможно только при стабильности и согласии. Аламжи Сыренов сделал настоящий мужской поступок и открыто высказал свою позицию. Знаю, что некоторых этот мир не устраивает. И будут новые попытки дестабилизировать ситуацию в районе. Эти зачинщики как и всегда действуют скрытно, подставляя тех, кто им доверяет. Однако РЕАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за Тунку лежит на Иване Александровиче и Аламжи Владимировиче. Вместе они при поддержке старейшин и уважаемых людей смогут беречь и развивать район во имя интересов тункинцев. Главы поселений также должны включиться в общую командную работу, уверен, что только общими усилиями мы добьёмся большего», - считает Цыденов.

Отречения о новые обретения

Ради справедливости, стоит отметить, что первым  о примирении заговорил глава Тункинского района Иван Альхеев. Видимо, для этого ему надо было публично разорвать связи с лидером бурятских коммунистов Вячеславом Мархаевым, который помог ему прийти к власти.

Напомним, открытое письмо Ивана Альхеева появилось в интернете пару недель назад. Очевидно, что Альхееву надо было публично присягнуть на верность врио главы Бурятии Алексею Цыденову перед предстоящими выборами, а без разрыва связи с Мархаевым и коммунистами, которые в начале 2016 года обеспечили ему победу в районе, было никак нельзя.

«Меня часто ставят под знамена КПРФ и сенатора от Иркутской области В.М.Мархаева. Это неправда, - заявил Иван Альхеев. - Я самостоятельный политик и отдаю себе отчет, что будущий глава республики должен иметь опыт управления в экономике, чтобы повести Бурятию вперед. Впереди выборы и надо голосовать за того, кто способен вывести Бурятию из затянувшегося кризиса. Наши курорты будут возвращены народу, а доходы от их деятельности будет получать район, наши предприниматели получат режим наибольшего благоприятствования».

Спектакль по - тункински

Все происходящее сильно напоминает театральную постановку. В чем ранее прямолинейные тункинцы замечены не были. Невозможно поверить в то, что давняя, начавшаяся даже не в 2016 году, а намного раньше, война влиятельных тункинских кланов прекратится по одному желанию Алексея Цыденова, пусть и самого влиятельного на сегодня человека, но все - таки новичка в бурятской политике.

В этом плане показательной была недавняя попытка примирить силовиков и мэрию Улан-Удэ. Формально никаких конфликтов больше нет, но только формально. Никто сегодня в здравом уме не будет перечить и играть в византийщину с молодым и норовистым руководителем, имеющим на руках все “вверительные грамоты” Кремля и лично Путина.

Тоже самое с некоторыми вариациями происходит и в Тунке. И дело даже не в личностях самого Сыренова или Альхеева. Все понимают, что политика игра командная и за плечами обоих стоят люди с немалым политическим весом, как в республике, так и на своей малой родине. Как бы не хотелось Цыденову решать вопросы напрямую с официальными представителями тункинских властей, сбрасывать со счетов Андрея Самаринова, Николая Петухова, Вячеслава Байминова, Леонида Турбянова и многих других нельзя.

Тунка, наверное, больше, чем какой - либо из районов Бурятии, клановая, причем именно как на Кавказе, с четким разделением по селам и долгой памятью, которая может уходить далеко  в глубь веков и поколений. Оттого обиды тут хранятся долго и искупаются, как бы страшно это не звучало, кровью.

Борьба горных королей

Распри в Тунке начались не просто так. Когда в район хлынули иркутские туристы, а за ними и деньги на инфраструктуру, в правительстве Наговицына было решено сделать ставку на тогдашнего депутата Народного Хурала и крупного бизнесмена Андрея Самаринова, который фактически являлся оператором и контролером бюджетных вливаний. У Самаринова, имеющего яркий предпринимательский ум и хватку, все получалось неплохо. В Тунке сегодня самые лучшие дороги среди районов Бурятии, развит рынок услуг. Однако, в политическом плане не сложилось.

Действуя достаточно авторитарно, особенно на выборах различных уровней до 2016 года, администрация Самаринова создала сильную и сплоченную оппозицию, которая в свою очередь смогла привлечь как иркутские финансы, так и помощь достаточно организованных и подготовленных в электоральном плане коммунистов. Район раскололся на две равные части, что прекрасно было видно на выборах главы в феврале 2016 года. В итоге, используя, политические технологии, выборы с небольшим перевесом выиграл Иван Альхеев. Но район при этом раскололся еще больше, так как Иван Альхеев обладает еще меньшей политической мудростью нежели Самаринов.

При Альхееве начался мощнейший передел местного бизнеса, муниципальной и партнерской недвижимости. Центр урагана обозначился над курортом «Нилова Пустынь». Новая власть делила и продолжает делить контроль над учреждением, корпусами, скважинами и деньгами богатых туристов - иркутян с бизнесом, который работал еще при прежней администрации. Тунку трясет в бюджетной сфере, например в образовании, Иван Альхеев отметился не только поголовным увольнением неугодных директоров школ и преподавателей, но и публичным унижением последних в муниципальной газете «Саяны». После ряда публикаций, где заслуженных людей назвали»раковой опухолью», педагоги вышли на митинг.

Все понимают, что это тупик. Сплотить людей и остановить вражду сегодня, при руководстве Ивана Альхеева невозможно, чтобы последний ни говорил, кому бы на верность ни присягал.

Глубину политического невежества Альхеева прекрасно продемонстрировало задержание двух молодых людей на ведомственной машине главы района, в которой обнаружилось до полутонны нефрита неизвестного происхождения. За рулем находился сотрудник фирмы жены Альхеева Азы Руслановны, а на пассажирском сидении находился его сын. Как говорят, оба молодых человека были пьяны. На какой стадии расследование этого дела, неизвестно, МВД от официальных комментариев воздерживается. Напомним, что до того как стать главой района, Альхеев работал в руководстве крупнейшего недропользователя, нефритовой компании «Сибирьгеология».

Думается, что именно этот весьма позорный эпизод, заставил Альхеева пересмотреть свои взгляды и пойти на примирение.

 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»

Фото asiarussia.ru