Какой будет Бурятия через 10 лет?

 
Каждую минуту, каждый момент времени мы закладываем наше будущее.  Тенденции, зарождающиеся сегодня, могут иметь мощный потенциал  на развитие, а могут умереть под воздействием различных обстоятельств.  Шансов на это примерно поровну. Но всё же есть некоторые моменты,  развитие которых почти неизбежно.
 
Например демография и политика. Рождаемость в Бурятии, как и в большинстве национальных регионов растёт, причём растёт за счёт титульного населения, в традициях которого культ большой  семьи.  Конечно  и на нас отражаются общероссийские демографические колебания, зависимые от экономической обстановки  в стране, однако в процентном соотношении буряты всё равно рожают и будут в ближайшие 10 лет рожать больше.   То есть  национальный состав будет выравниваться, что происходит последние 50 лет. Для сравнения  в 1959 году по данным переписи населения, русских в  республике проживало 74, 6 %, бурят 20,1%. Данные 2010 года говорят уже  о 66,1% русских и 29% бурят.  Причём в динамике тенденция на выравнивание усиливается со временем. Особенно быстрыми темпами бурятское население начало расти с начала нулевых.  И дело тут конечно не только в  рождаемости. Многие эксперты связывают это с упразднением бурятских автономий в Иркутской области и Забайкальском крае, некой консолидацией всех российских бурят в одной точке - Бурятии,  непропорциональным оттоком населения на запад. Что никем никогда не исследовалось, однако не трудно догадаться, что при равных  стартовых возможностях и условиях, человеку русской национальности за пределами Бурятии гораздо комфортней, чем буряту. Да и зачастую потолок карьерных устремлений бурятских специалистов заканчивается на Улан-Удэ, желательно в органах государственной власти. Даже многие молодые люди, получившие образование за пределами республики, возвращаются на родину, в отличии от своих русских ровестников. С чем это больше связано, с тягой к размеренной жизни или к некомфорту российской действительности, непонятно. 
 
При этом  тот национальный подъём, который сегодня обеспечивается в том числе когортой молодых образованных бурят,  решивших остаться на родине,  можно взять за точку отсчёта глобальных изменений в республике. Так как демографические изменения напрямую связаны с общественно - политическими. Для того, чтобы это понять, достаточно посмотреть на опыт Якутии. Всего каких- то 20 лет назад  демографы фиксировали русское население в республике на уровне более 50%, при том, что численность саха была около 33 %. Начиная с середины 90-х начался процесс выравнивания, причём шёл он настолько быстрыми темпами, что к 2010 году ситуация получилась зеркальная, почти половина всех жителей Якутии - это саха, а русские едва дотягивают до 38 %. Причём  такое выравнивание произошло в основном за счёт катастрофического оттока русского населения,  а не быстрого прироста якутского.  Не хочется проводить аналогий, но становится как - то не по себе.  
 
То, что происходит сегодня в Якутии не может не вызывать опасений  в Бурятии. Потому, что этот сценарий рано или поздно, в смягчённой форме, но всё же будет реализован у нас. Невольно в эти процессы уже втянуты все сферы общественно - политической жизни нашей республики. Лично для меня последней каплей или точкой невозврата стала весна 2015, когда руководство республики в открытую признало необходимость  национального паритета при кадровых назначениях в правительстве. Возможно, это было сделано  без всякой задней мысли, однако, однажды выпущенного джина национализма, обратно запихнуть в бутылку будет сложно.  Сперва это  наделение чиновника национальностью, потом отдельные школы  (где изучают и где не изучают бурятский язык, но то, что это будут ещё и школы, где обучаются  по национальному признаку, сомнений нет), что дальше?
 
В общем, в ближайшие 10 лет  национальный вопрос будет стоят в числе одних из наиболее важных , нас ждут бурные  общественно - политические процессы (схожие с нынешним вокруг БГУ),  управлять которыми непросто,  и о чём нужно думать уже сейчас.  Интересно ли это федеральному центру,  пока непонятно.  До сих пор всё, что происходит тут, мало интересовало Москву, которая отдала мониторинг региональных процессов сомнительным фирмам, торгующим рейтингами.