Борис Ботоев: “Народный Хурал должен стать сильным”

 
Эксклюзивное интервью одного из претендентов на кресло спикера бурятского парламента Номеру Один. Впервые депутат рассказал о том, что же всё - таки произошло в Народном Хурале  нынешней весной, что привело  к отставке  Матвея Гершевича и расколу в депутатском корпусе, а также какое будущее  ждёт мятежный законодательный орган.
 

- Борис Николаевич, сегодня по мнению многих в Народном Хурале происходят редкие, можно сказать форс - мажорные процессы.  Даже те, кто мало интересуется политикой с придыханием следили  за  процедурой отставки Матвея Гершевича. Вы были в гуще событий. Расскажите, как вообще можно назвать то, что произошло в Хурале? Бурятской весной, бунтом или веяньем времени?

- Да, нынче мы наблюдали небывалый всплеск политической активности. Как - будто что - то где - то прорвало и вылилось в недовольство. А общественные процессы не могут не отражаться на Народном Хурале, ведь недаром нас зовут  народными избранниками. Депутаты, понимая, что детонатором общественных возмущений выступила ситуация в БГУ, решили разобраться. Но никто, даже видя насколько напряженной стала обстановка, не захотел брать на себя ответственность, одни кивали на других. И как в одном старом  строительном анекдоте про развалившееся здание, виновный определился не по степени вины, а просто неудачными обстоятельствами. Так получилось, что заявление о поддержке главы Матвея Гершевича, сказанное некстати,  сыграло решающую роль, виновный на  эмоциях был определен. Конечно это то, что лежит на поверхности,  есть и другие причины, которые залегают глубже, но говорить о них, равно как и подводить итоги, ещё рано, процессы, переживания, объяснения, всё это ещё продолжается. Единственное о чём хотелось бы сказать, сейчас  Хурал более спокоен и способен принимать важные решения исходя из общей  для всех нас, живущих в Бурятии, пользы.

- А ведь в этой истории Вы сыграли определённую роль. Есть мнение, что именно Вы повлияли на депутатов и  не допустили отставки Матвея Матвеевича на той первой сессии. Несмотря на то, что тогда же объявили о его решении уйти добровольно.

-Моей “активности” в этом вопросе есть объяснения. Я 37 лет проработал в правоохранительной системе, и моя задача, с высоты своего опыта, оградить депутатов, как и вообще все, что происходит в Хурале от беззакония. Мы законодательный орган, мы не можем принимать решений, хотя бы на сантиметр отходящих от буквы закона. А такая перспектива в случае с отставкой Матвея Матвеевича была.  Процедура  досрочного прекращения полномочий спикера  прописана в регламенте Народного Хурала.  Согласно регламенту, по предложению группы депутатов  образуется комиссия в состав которой  входит в обязательном порядке представитель от каждого комитета для рассмотрения фактов,  которые могут служить основанием для досрочного  прекращения полномочий  председателя. Кроме того, требуется заключение  комиссии по мандатам и депутатской этике. Комиссия образована не была, комиссия не заседала. Поэтому несоблюдение установленной законом процедуры  являлось безусловным основанием  для отмены судом  принятого в Народном Хурале решения. Мог ли я бывший судья,  ныне председатель комитета по законности  допустить  подобное беззаконие? Нет. Недаром представители федерального центра согласились, что пока депутаты закон не нарушают, оснований вмешиваться в исход дела у них нет. Это ещё раз говорит, что только законы и следование им определяют независимость самого Народного Хурала и решений им принятых. Ни  скандалы, ни выступления, ни бойкоты, только закон.

Некоторые депутаты до сих пор считают, что я поступил неправильно, не дав “добить” вопрос с отставкой сразу , в результате  чего до следующей сессии обстановка в Хурале была накалена.  В этой части моя совесть чиста.  Что бы про нас говорил народ, если  наше решение было бы оспорено в  суде? Ещё одно разочарование.

- Сегодня  практически все сми  называют Вас  одним из явных претендентов на должность нового спикера, причём с приставкой “фаворит  власти”, имея в виду власть исполнительную. Нет ли в этом противоречия, исходя из совсем недавнего опыта, ведь  Матвей Гершевич ушел в отставку именно по этой причине -  был слишком близок с властью.

- Честно говоря, мы все трое кандидатов сегодня  так называемые “фавориты”, потому, что глава уже сказал, что ему без разницы с кем из нас работать, но решать всё же депутатам, моим коллегам. У меня на счёт отношений с исполнительной властью есть своё мнение.  В наших реалиях принято считать, что  исполнительная власть давлеет над  законодательной, то есть у них реальная власть, а мы на второстепенных ролях. И это правда, тому есть объяснения, но так не должно быть. У Народного Хурала есть контрольные функции, которые необходимо использовать на полную. За последние полтора года по моей инициативе было принято  два важных закона: “О контрольных полномочиях Народного Хурала” и “О депутатском расследовании”. Последний закон “пылился” с 2007 года, так как на него ещё при Леониде Васильевиче Потапове было наложено вето. Но  мы его  реанимировали, создали  неплохую законодательную базу, действенные рычаги для выполнения наших контрольных функций. И они уже работают, в том числе по громким делам. К тому же я сегодня возглавляю комиссию по противодействию коррупции, через неё мы даем экспертную оценку  вносимым в Хурал законопроектам, в том числе вносимым  исполнительной властью.

До эффективного контроля за исполнительной властью ещё далеко , поскольку там работает многочисленная, профессионально функционирующая структура. Эпизодически собирающиеся депутаты пока не могут обеспечить  надлежащий контроль  и не являются квалифицированными оппонентами. Вот тут возникает тема о постоянно действующем  профессиональном парламенте. Я думаю, что для Бурятии сегодня это  вопрос будущего.

- Борис Николаевич, давайте как - раз поговорим о будущем Народного Хурала. В кутерьме скандалов и какой - то постоянной обиды друг на друга, в парламенте немного забывают о том, куда надо двигаться и с какими мыслями.

-  Из пяти лет, отведённых  этому созыву, прошло почти два года. Если сравнить с восхождением на гору, то мы почти у вершины. Не успеем оглянуться - вершина будет взята , начнётся спуск на равнину. Сегодня в нашем законодательном органе представлен практически весь спектр  политических сил  республики: “Единая Россиия”, КПРФ, “Справедливая Россия”,  ЛДПР, независимые депутаты.  Раньше говорили, что парламент у нас скучный, незаметный, но  последние события показали, что политические процессы в Народном Хурале активно развиваются, что он сегодня является одной из главных  политических площадок . Это признают  и депутаты прежних созывов.  Здесь важно не ударится  в другую крайность - политикантство. Людям нужен не “веселый” парламент, с борьбой, протестами, скандалами. Нужны грамотные  и современные законы. Нужен работающий парламент. Честно говоря, я как юрист всегда был поборником классического парламентаризма и чёткого разделения ветвей власти. Не должны чиновники вмешиваться в нашу работу, а наши депутаты учить министерство сельского хозяйства доить коров. Каждый должен заниматься своим делом и не забывать об общем благе. Ведь так или иначе и мы и они работаем на одну цель, просто разными методами.

Не всем регионам  дана конституция и не всем  субъектам федерации дана возможность иметь полноценный парламент. Мы должны грамотно использовать достижения предыдущих поколений, наших коллег и предшественников, чтобы традиции парламентаризма,  построенного на принципах  открытости и безусловной законности, и дальше работали на процветание нашей республики.

Беседовала Евгения Балтатарова


Справка

Борис Ботоев родился 19 мая 1951 г. в селе Корсаково Кабанского района. В 1972 г. поступил учиться на юридический факультет Иркутского государственного университета.  В 1977 г. был избран народным судьей. В 1984 г. был утвержден председателем Железнодорожного районного народного суда. В 1987 г. был избран членом Верховного суда Бурятской АССР.  Распоряжением Совета Министров Бурятской АССР 12 июня 1989 г. назначен первым заместителем министра юстиции Бурятской АССР. В августе 1994 г. назначен министром юстиции Республики Бурятия.

С сентября 2000 г. в связи с преобразованием Минюста Республики Бурятия в Управление Министерства юстиции РФ по Республике Бурятия приказом министра юстиции РФ был переведен на должность начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия.

в 2013 году избран председателем Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по  государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы.