Бурятия нуждается в децентрализации

 
Миграция населения из районов Бурятии в Улан-Удэ в этом году превысила показатели прошлых лет. Ситуация такова, что большинство сел не живут, а буквально доживают свои последние годы. В целом районы Бурятии только за январь - июнь 2017 года покинули 696 жителей. Большинство оседают в Улан-Удэ и на пригородных к нему территориях. Город несет колоссальную нагрузку – не хватает школ, детских садов, поликлиники переполнены, а вокруг него разрастается бескрайняя деревня. Остановить этот процесс, наверное, невозможно. Но можно перенаправить.

 

Депрессивная тенденция в Бурятии достигла таких масштабов, что в районах региона уже не только вымирают целые села, но и постепенно исчезают с карты некогда мощные и перспективные города. Вымирает все, что находится дальше чем на 100 км от Улан-Удэ. Между тем, если бы власти озаботились созданием ряда условий, например, выделением бесплатных земельных участков переселенцам, льготами, то часть миграционного потока можно было бы перенаправить в другие города Бурятии. В них ведь еще с советских времен осталась довольно развитая инфраструктура, которая не перегружена избыточным населением.

Сегодня в Бурятии, кроме столицы осталось 5 городов: Бабушкин, Гусиноозёрск, Закаменск, Кяхта, Северобайкальск. Во всех них есть большие проблемы. В частности – все тот же отток населения. Что с ними случилось и можно ли их возродить?

Северобайкальск – удобный и красивый

Крупный и самый северный город республики Северобайкальск – это пример успеха, которого не случилось. Статус города он получил в 1980 году. Это был центр самого масштабного строительства в советское время – БАМа. На стройку ехали жители разных регионов страны и бывших союзных республик. Возводился город в надежде на большое будущее в сфере железнодорожных перевозок. Но после ухода РЖД из основных сфер, город стагнирует. Проблем здесь достаточно. Основная из них – это фактическое отсутствие связи с Улан-Удэ: авиаперевозки крайне нестабильны и дорогостоящи. Выезды в Северобайкальск рядовым жителям Бурятии не по карману.

В Народном Хурале Бурятии есть представитель Северо-Байкальского района и самого города – депутат Оксана Бухольцева. Она не раз пыталась обратить внимание коллег по бурятскому парламенту на нужды района, но далеко не всегда это получалось.

 «Северобайкальск – молодой город, сейчас его называют «моногород». Компактный, удобный, красивый, безопасный, чистый город. Его часто сравнивают с Питером, называют Северная Пальмира. Такой маленький, что можно полностью обойти за час, - пояснила «Централке» Оксана Васильевна.

По словам народной избранницы, сегодня ударными темпами идут стройки по программе переселения из ветхого и аварийного жилья. В кратчайшие сроки осваиваются миллиарды. Выросли целые микрорайоны -оранжевая долина, зеленый квартал. И это не один, или два дома, это десятки домов, более ста тысяч квадратных метров. Исчезает Шанхай (старый город). Но проблема для города пришла откуда не ждали: этой программой не предусмотрены деньги на обустройство придомовых территорий. Жители выкручиваются, как могут.

Оксана Бухольцева пояснила, что можно обвинить эту же программу в том, что численность населения снижается: за пять лет население уменьшилось на тысячу и сегодня составляет чуть более 23,6 тыс. жителей. Люди получают деньги за свое старое жилье и выезжают на «большую землю». Но есть и те, кто возвращается семьями назад. Потому что есть свои плюсы - здесь не на бумаге, а в реале нулевая очередь в детские сады и нет переполненности школ.

Работа в городе есть, но ее мало. Население трудится на железной дороге, в бюджетной сфере, ЖКХ, торговле, туризме, развлечениях, услугах быта. Но, не возвращается молодежь. Власти предлагают молодым людям идти в бизнес. А бизнес начинать самому без помощи родителей тяжеловато. Да и с водоохраной зоной много законодательных запретов. На самом деле предприниматели затягивают сейчас пояса.

Гусиноозерск – заброшенный край

На втором месте по численности населения в Бурятии город Гусиноозерск Селенгинского района. Здесь живет 23,2 тыс. человек. Свой статус города Гусиноозерск получил в 1953 году в разгар пятилеток и бурного развития промышленности. В городе были расположены угледобывающие предприятия (ОАО «Разрез Холбольджинский»), радиозавод, швейная фабрика, предприятия пищевой промышленности, предприятия по производству стройматериалов, Гусиноозёрская ГРЭС.

Основание города началось с закладывания разведочно-эксплуатационных шахт. На территории Гусиноозерска обнаружили в 1930-х годах минеральные и угольные месторождения. В послевоенные годы посёлок рос и развивался. Была запущена электростанция мощностью 1 тыс. квт, открыты школа ФЗО, больница, столовая, кинотеатр и др. Подъем экономики города пришелся на 1970-80-е годы, когда были запущены электро и тепловая станции. В 1990-е годы, с развалом СССР, основные предприятия советского периода ввиду нерентабельности производства закрываются. Из-за низкого качества новых угольных пластов прекращается работа Гусиноозёрских шахт. В 2000 году закрывается Холбольджинский угольный разрез, бывший более двух десятилетий одним из основных предприятий города.

С тех пор город тихо вымирает. Главным и единственным достижением с начала нулевых было лишь открытие в 2013 году межрайонного сосудистого центра для жителей Селенгинского, Кяхтинского, Джидинского и Закаменского районов. В то, что это был некогда процветающий рабочий город сегодня поверить трудно. Все предприятия развалены, в городе безработица и депрессия. По словам местных жителей, молодежь испытывает проблемы с качественным жильем, получением качественного образования.

Недавно бурятские власти включили город в список соискателей конкурса на выделение финансов из федерального бюджета для перепрофилирования моногородов. Гусиноозерская ГРЭС является градообразующим предприятием, но при этом налоговые отчисления в бюджет города минимальны. Предприятия угольной промышленности также зависимы от ГРЭС – она единственный крупный покупатель угля. Идея изменить такое положение вещей и преследовалась в 2010 году.

Но до сих пор существенных изменений не произошло. Тем временем, одним из достоинств Гусиноозерска является его транспортная доступность – до Улан-Удэ всего 110 км, по территории города проходит участок ВСЖД и федеральная трасса Улан-Удэ – Кяхта.

Закаменск – пример разрухи

Население Закаменска сейчас 11,2 тыс. человек, это маленький городок, похожий больше на большую деревню. Статус города приобрел в 1944 году, тогда он назывался Городок. Включен в список моногородов, в категорию муниципальных образований со стабильной социально-экономической ситуацией.

История города тесно связана с историей открытия и разработки месторождений вольфрама и молибдена в Джидинском рудном узле и производством вольфрамового и молибденового концентрата на Джидинском горно-обогатительном комбинате.

В 1930-х годах на месте современного Закаменска появился горняцкий посёлок Джидастрой. В годы ВОВ он стал основным поставщиком вольфрано-молибденного сырья для оборонной промышленности страны. В сущности, Джидокомбинат был градообразующим предприятием. Но, кроме комбината в Закаменске работали лесозаготовки, горный техникум и комбинат бытового обслуживания, дом культуры.

В 1995 году в результате неудачной сделки между властями Бурятии и Казахстаном комбинат понес большие убытки. Через 3 года он закрылся: окупить затраты производства не мог, а поддержки властей не было. Главная проблема Закаменска – это экологическая нагрузка. Предприятия несли вред окружающей среде. Джидинский комбинат является загрязнителем всех компонентов природной среды.

В 2008 году было запущено в эксплуатацию предприятие по переработке отходов работы Джидинского ВМК, которое извлекает вольфрам с попутным золотом и серебром. Позднее, в 2010 году, компания «Твердосплав» выиграла конкурс на пользование недрами в районе Холтосонского и Инкурского месторождений, запланировав в ближайшие годы построить новый горно-обогатительный комбинат.

В 2016 году были обнародованы первые результаты комплексных медико-социологических и биогеохимических исследований, которые показали риски развития онкологических заболеваний у местного населения.

Сегодня Закаменск – это разрушенный город. Местные жители говорят о том, что работать в городе негде. Единственный источник дохода – это предпринимательство, а точнее челночный бизнес, привоз товаров из Иркутска, Китая и Монголии. Также местные жители работают на лесозаготовках, немногие содержат КРС. Территория считается депрессивной. Правоохранительные органы не раз относили Закаменск с городу самой неблагополучной криминальной обстановкой в республике.

Кажется, в то, что этот город можно возродить не верят ни сами жители, ни власти Бурятии.

Умирающий Бабушкин

Город Бабушкин до 1941 года – Мысовск в Кабанском районе. Население города сейчас 4,5 тыс. человек. Из главных объектов города -  железнодорожная станция Мысовая на Транссибирской магистрали. Расположен Бабушкин в 170 км к западу от Улан-Удэ.

Здесь начинался Удунгинский тракт через Хамар-Дабан, построенный кяхтинскими купцами для перевозки товаров из Китая. Ими же построена пристань на Байкале. По Кругоморскому тракту через Мысовую проходили этапы каторжников на Нерчинск и Акатуй. По просьбе купечества поселку присвоили статус города в 1900-х годах.

До 1927 года город входил в Иркутский округ Иркутской губернии. С 15 марта 1927 года Мысовск вошёл в состав Бурят-Монгольской АССР. В 1930-х годах здесь была основная судостроительная верфь рыбного треста.

К сожалению, сегодня Бабушкин назвать процветающим городом нельзя. От былой значимости остались только воспоминания. Крупных предприятий на его территории нет. А руководство вынуждено сталкиваться с препятствиями со стороны закона «Об охране озера Байкал». Из-за ответственности за сохранение окружающей среды и Байкала построить крупное промышленное предприятие на территории города невозможно, запрещена даже мусоропереработка, не говоря уже о всех прочих видах деятельности. Население нуждается в новых рабочих местах и улучшении качества жизни.

Будущее Кяхты

В Бурятии есть и положительные примеры развития городов. Всего в 235 км от Улан-Удэ расположен город, который не только обладает большим потенциалом для развития, но и удерживает позиции самого привлекательного для переезда из других районов Бурятии и регионов. Город Кяхта с населением более 20 тыс. человек на фоне остальных районных центров выгодно выделяется.

Город Кяхта расположен на границе с Монголией. История города Кяхты ведется с 1727 года. Кяхта была центром торговли с Китаем. Через Кяхту из Китая в Россию ввозился чай, которым снабжалась не только вся Россия, но и Западная Европа, причем за границей этот чай называли русским. В период своего расцвета Кяхта именовалась «городом миллионеров», поскольку здесь проживало наибольшее число купцов – миллионеров.

Кяхта остается одним из интереснейших малых городов России. В 90-е годы она также пережила период распада производств и торговых связей, но это сказалось на ней в меньшей степени, чем на других городах Бурятии. Сейчас город Кяхта возрождается, становится одним из центров туризма. Кроме того, Кяхта является тем городом России, через который проезжают путешественники, направляющиеся в Монголию и другие страны Азии.

По словам местных жителей, в Кяхту переезжают многие жители Улан-Удэ и других районов. По данным администрации города, сегодня многие готовы инвестировать в крупные проекты города и Кяхтинского района.

В рамках муниципально-частного партнерства на территории Кяхтинского района реализуется проект «Автотуристский кластер «Кяхта». Общий объем финансирования укрупненного инвестиционного проекта создания автотуристского кластера «Кяхта» составляет 1645,5 млн. руб. А также реализуется инвестиционный проект «Строительство Гостинично-делового комплекса и открытой автостоянки» в рамках Автотуристского кластера «Кяхта», «Индустриальное производство мраморной говядины в Республике Бурятия», «Строительство таможенно-логистического терминала, гостиницы и открытой автостоянки терминала» в рамках Автотуристского кластера «Кяхта».

Только за последний год население Кяхты увеличилось на 1 тыс. человек.

Местные жители говорят, что здесь есть вся необходимая инфраструктура, депрессивности города не чувствуется. Однако не хватает центра власти, все вопросы приходится решать через Улан-Удэ, что создает сложности для жителей района, да и вообще для начала любой деятельности в городе. Все-таки 230 км – это не близкий путь.

Большую часть населения составляют военные и их семьи. Они же поддерживают город по экономическим показателям. Возможно, это повлияло на строительство новых жилых зон в Кяхте. Город становится все привлекательнее для молодежи, а это значит, что в будущем он может стать мощнее самого Улан-Удэ.

Если бы все эти города в Бурятии могли развиваться также быстро, как и Улан-Удэ, получали бы финансирование и инвестиции предпринимателей, то смогли бы возродиться. Став привлекательней для переезда, они смогли бы дать рабочие места, жилье и образование своим жителям. Проблема перегруженности столицы республики была бы решена.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»