Бюджетные «олигархи»

 

Простые улан-удэнки все чаще пользуются услугами наемных уборщиц, разгружая себя от домашних хлопот, оставляя время на себя, работу и семью.

 

Времена, когда женщина помимо карьеры должна была еще и строить домашний быт, наводить чистоту, воспитывать детей и варить вкусные борщи проходят. Ни одна женщина в мире физически не сможет делать работу целого штата сотрудников без ущерба для своего здоровья и психологического благополучия.

В какой - то момент женщина выбирает, либо заниматься только домом, по сути низкоквалифицированным трудом, и жить на деньги мужа, либо зарабатывать деньги и нанимать помощников. Второй вариант в последнее время получает все большее распространение. Причем, если еще совсем недавно позволить себе прислугу могли только очень состоятельные дамы, то сегодня помощью специализированных агентств или просто знакомых «бабушек» пользуются женщины и со средним доходом. Кроме того, среди молодых неженатых мужчин подобные услуги также очень востребованы.

Спрос рождает предложение. Рынок клининговых услуг растет и богатеет. Только в Улан-Удэ более 50 агентств, которые предлагают широкий спектр услуг, от генеральной уборки два раза в год, мытья окон и занавесок до абонентского ежедневного обслуживания. Сколько в этой сфере занято частных лиц, бывших жительниц сел, молодых пенсионерок, студенток и т.д. и вовсе не счесть.

Уборщица на аутсорсе

Как и везде, клининговый бизнес Бурятии начинался с уборки офисов. Как правило клининговые компании занимаются предоставлением тех.персонала, и оказывают услуги по разовой уборке помещений и прилегающих территорий. Времена, когда компании и предприятия брали к себе в штат уборщицу уже прошли.

«Сегодня держать в штате уборщицу уже никто не хочет: придется потратиться на налоги, страховые взносы, отчисления в пенсионный фонд, отпускные, больничные и т.д. Это не самая ценная должность в организации. Тем более, что гораздо выгоднее пользоваться услугами профессиональных клининговых компаний. При этом уже не нужно тратиться на инвентарь и моющие средства. Ну и это дешевле», - рассказал менеджер одной из клининговых компаний  Александр.

Условия и уровень цен определяет пятерка федеральных компаний, распространяющих свои сети на регионы с учетом полученного опыта. Но, если раньше интересы крупных клининг-фирм лежали только в сфере уборки торговых центов, цехов, СТО, офисов и других мест массового пребывания людей, то сейчас это не так. Теперь даже крупные компании ориентируются на рынок уборки частных жилищ – дома, дачи, квартиры.

Недорогое удовольствие

«Не только организации, многие частные лица приглашают нас на постоянную поддерживающую или генеральную уборку своих домов, квартир, коттеджей. Причем наша сеть агентств работает в нескольких городах. Частным лицам гораздо проще пригласить профессиональных уборщиц к себе домой, потому что это недорого. Например, сейчас у нас много заказов на сезонное мытье окон и вывесок», - говорит Александр.

Заказать уборку можно от 15-20 рублей за квадратный метр. За эти деньги приглашенные работники вымоют полы, стены и потолки, за 400-500 рублей - окна, за отдельную плату - витрины, холодильники, плафоны, устройства и прочее, требующее особых усилий. Можно заключить и годовой контракт.

За последний год в Бурятии цены в этой сфере остаются стабильными и даже снижаются. Возможно, это связано со снижением уровня доходов местного населения. Да и конкуренция среди клининговых компаний становится жестче. Чтобы удержаться на рынке, компании расширяют свои услуги. Но, как правило, удержаться на плаву сейчас могут лишь сети клининговых агентств – они все федеральные.

Помимо ежедневной и генеральной уборок, компании предлагают уборку помещений после ремонта, после пожара и иного стихийного бедствия. Это стоит в среднем 150 рублей за 1 кв. метр. За 1,5-2,5 тыс. рублей уборщики могут почистить мебель от шерсти домашних питомцев.

В перечне услуг также чистка ковров и даже салонов автомобилей. Но автомобили жители Бурятии предпочитают чистить все-таки на автомойках. Кроме того, расчет стоимости уборки индивидуален. Удобно то, что компании предлагают выслать фото загрязнений и помещения по мессенджерам или электронной почте и клиенту приходит готовый прайс на его заказ. Но, как правило, обычная влажная уборка в стандартной квартире на 70 «квадратов» укладывается в 500 - 1 тыс. рублей. И даже самое сильное загрязнение после бурной вечеринки в той же квартире будет стоить не более 5 тыс. рублей. Цены для частных клиентов подъемные.

Недоверие и ревность

Многие потенциальные клиенты клининговых компаний остерегаются прибегать к услугам «чужих»  людей, например, потому, что боятся за сохранность дорогой мебели и ремонта. Однако каждая стабильно работающая клининг компания проводит обучение для сотрудников. Как правильно мыть ту или иную поверхность, какими чистящими средствами лучше пользоваться, как наиболее оптимально пользоваться чистящими приборами, проводится и инструктаж по технике безопасности.

Для заказчика также всегда  есть риск, что приходящие уборщики могут оказаться воришками. Правда, и на этот случай в компаниях предусмотрена ответственность.

Сегодня услугами клининга в республике активно пользуются медийные лица, бизнесмены, менеджеры среднего звена, состоятельные домохозяйки. Особенно часто, по словам самих сотрудников клининговых агентств, к их помощи прибегают люди, которые работают очень много и у них просто нет времени на поддержание чистоты в своем доме.

«В сезон я могу заработать 30-60 тыс. рублей в месяц. Примерно 1 час работы на одном заказе. Работа физически затратная, но это не вагоны разгружать. Поэтому я считаю, что хорошо зарабатываю, если есть заказы. А если кому-то нравится, как ты убрался, то люди обычно просят того же уборщика к ним прислать. Так появляются постоянные клиенты», - говорит сотрудник одной из клининговых фирм Ирина Борисовна.

Еще одна особенность, присущая этой сфере, возраст сотрудников. Рекламные буклеты демонстрируют улыбчивых молодых девушек в рабочей форме. Они задорно убирают офисы и квартиры и радуют глаз своей привлекательной внешностью. На самом деле слишком молодых девушек и юношей в эту сферу стараются не привлекать. Как правило, работа по уборке – это деятельность для молодых пенсионеров или людей среднего возраста. В компаниях говорят, что они более опытные и ответственные, к тому же можно избежать неприятных ситуаций. Например, бывает, что жены состоятельных людей ревнуют к молоденьким сотрудницам мужей и специально просят прислать на уборку женщину лет около 40, но чистоплотную и опрятную.

К подбору сотрудников в клининге относятся очень ответственно. Одна оплошность может погубить весь бизнес.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»