ЦРУ рассекретило документы о Бурятии

Гриф секретности с большей части документов, датированных 50-60- ми годами прошлого века, был снят в 2000 году, однако, общедоступны они стали только в ноябре 2016 года. Рассекречивание документов ЦРУ происходит раз в 25 лет согласно федеральному закону о свободе информации (Freedom of Information Act ), принятому в 1966 году президентом Линдоном Джонсоном. Согласно закону, каждый гражданин США имеет право запросить документы у любого федерального ведомства США (имеются 9 пунктов исключений, включая национальную оборону и персональную частную информацию), а государственное учреждение обязано удовлетворить этот запрос. Этот закон обеспечивает право общественности на «подотчетность власти народу, которому она служит», и вносит важный вклад в развитие информационного общества. 

В рассекреченных документах американской разведки наша республика упоминается в основном в контексте научных исследований. Иногда документы представлены в виде сканированных карточек библиотечного каталога, а также переводов официально публикуемых отчетов Академии наук СССР, журнальных статей и их аннотаций. Это публикации в области радиохимии, геологии, разработки вольфрам-молибденовых руд, а также статьи связанные с развитием транспортной системы и медицины. В других случаях опубликованы отчеты о социально - экономическом развитии территорий, о культуре, демографии, национальном составе, укладе жизни местного населения и даже отношении к США и проводимой ими политике в то время. 
 
Например, отчет от 1966 года под названием «Люди и жизнь в Улан-Удэ» дает любопытные данные о количественном и национальном составе столицы республики. Так, буряты на то время составляли около 10% от общего числа проживающих в Улан-Удэ,  примерно 30 тысяч человек. В основном они были мелкими служащими и рабочими с угольных шахт Гусиноозерска и Гусиного озера.  Американские исследователи также приводят антропометрические данные о бурятах: «Невысокого роста, крепко сбитые с узкими плечами. У многих бурят наблюдается кривизна ног. Цвет кожи варьируется от желтого до коричневатого, волосы прямые, черные, жесткие. Растительность на лице редкая. У бурят широкие лица с высокими скулами, плоский нос, раскосые и узкие карие глаза». 
 
 
Также в докладе отмечается, что отношения между крупнейшими этническими группами региона, бурятами и русскими, не были такими радужными, как то показывала советская пропаганда. На плакатах и фотографях в газетах, рассказывающих о школьных или рабочих коллективах, всегда были изображены и буряты и русские вместе, особенно молодежь, однако, на самом деле, люди жили достаточно разрозненно. Деревни продолжали быть мононациональными, в поселениях покрупнее этнические группы могли жить вместе, но обязательно в разных частях территории. Кроме этого, как считали американские аналитики, события 18- го века, когда многие бурятские кочевники были согнаны со своих традиционных земель новыми поселенцами, а также панмонголистское движение в республике перед Великой Отечественной Войной не создавали условий для крепкой дружбы между народами. При этом, в отчете отмечается, что русская экспансия дала бурятам и хорошее, например, баню и использование мыла. Многие буряты к середине прошлого века рождались и умирали, ни разу в жизни не помывшись.
 
Значительная  часть отчетов также относится к военной аналитике и наблюдению за военными объектами в Улан-Удэ: район Березовский (ст. Дивизионная), Тальцы, военные склады по реке Уде и т.п. Из беглого анализа прочих документов следует, что ЦРУ интересовали транспортные пути, развитие железных дорог, а также добыча ископаемых, строительство предприятий и открытие новых исследовательских институтов, лабораторий связанных с советским атомным проектом. 
 
Пожалуй, самым старым из рассекреченных документов ЦРУ, непосредственно связанных с Бурятией, является документ датируемый 1949 годом. Это отчет в области образования, основанный на анализе печатной периодики СССР. Среди прочего имеется анализ статьи «Родные языки должны преподаваться» Платона Малакшинова в Учительской газете (№53, от 9 июля 1949 года), о том, что «Бурят-Монгольской учебные заведения не в состоянии научить литературному бурят-монгольскому языку в школах. Многие преподаватели и студенты в школах в Бурят-Монгольской АССР и Усть-Ордынском национальном округе не знают даже самые общие слова на родном языке. Эти школы должны организовать обучение по основам родного языка, а также в орфографии, пунктуации и стиле.»
 
В связи с бурятским языком, в отчетах ЦРУ интересны и две аналитические записки о докторе Бергстроме (dr. Bergstrom). Судя по входным данным под этим псевдонимом скрывался известный лингвист монголист Николай Поппе, а сами документы располагаются в специальной коллекции и рассекречены по закону о рассекречивании нацистских военных преступлений (Nazi War Crimes Disclosure Act). 
 
 
Поппе был виднейшим специалистом в области монгольских языков и большой алтайской языковой семьи. В 1933 году в возрасте 36 лет был избран членом-корреспондентом АН СССР. Избежав больших чисток в среде русской интеллигенции в годы репрессий, попав в 1942 году в зону оккупации, был вывезен в Германию вместе с семьей из-за своего немецкого происхождения. В 1943 году вынужденно работал в связанном с СС Ванзейском институте, который занимался изучением экономики и политики СССР. После войны несколько лет скрывался в советской зоне оккупации, спас семью, вывезя её в Лондон, в 1948 году прошел денацификацию в британской зоне и в 1949 году был вывезен в США как ценный специалист.  В том же году был принят на професорскую ставку в Институт Дальнего Востока и России в университете штата Вашингтон, в котором преподавал вплоть до отставки в 1968 году. Умер и похоронен в Сиэтле в 1991 году. Был женат, двое сыновей.
 
Поппе свободно говорил монгольском языке. Во время экспедиций в Бурятию и Монголию записал огромное собрание устной монгольской литературы, эпосов и преданий. Его академические исследования были сосредоточены на изучении алтайской языковой семьи, особенно халха-монголов и бурят-монголов, и фольклора этих и родственных языков. Он написал пособия по грамматике письменного и разговорного халха-монгольского языка, являлся одним из создателей современного литературного бурят-монгольского языка, изучал манчжуро-эвенскийские диалекты в Баргузине, областью его интересов также были чувашский, карачаевский, якутский языки. Его публикации в области монгольского фольклора включают в себя одиннадцать томов монгольских эпосов, сборники монгольских поговорок, песен и сказок.
 
К его ученикам можно отнести видного бурятского ученого Гарму Санжеева, который принял участие в кириллизации бурятского алфавита и основоположника литературного калмыцкого языка, бурята по происхождению Трофима Бертагаева. Уже в США Николай Поппе невольно послужил основателем целого направления в области политических наук в университете Северной Каролины, которые долгое время вел друг бурят-монгольского народа профессор Роберт Рупен (Robert Arthur Rupen, Ph.D)
 
 
Натан Михайлович для «Республики»