«Если я жива, значит я нужна этим людям»

 

История о невероятном подвиге и самоотверженности простой девушки из Бурятии.

 

22 - летняя Мария Аюшеева, чудом оставшись в живых в страшной катастрофе, вынесла из искореженного автобуса десяток людей. И в мирное и в военное время данный поступок считается геройским, заслуживающим соответствующей награды и признания. Сама же Маша героиней себя не считает, она говорит просто - «Меня направлял Бог».

11 июня страну потрясло известие о страшном ДТП в Забайкальском крае. Неподалеку от поселка Хохотуй, на 702-м километре трассы «Байкал», пассажирский автобус упал с 30 метровой высоты в обрыв. Из 51 человека 14 погибли, остальные с тяжелейшими травмами поступили в больницы. Среди пострадавших есть дети.

Часть получивших ранения была эвакуирована в Читу, другая в Улан-Удэ.

В автобусе находились паломники из разных областей. Люди ехали из села Урлук Красночикойского района. Каждый год в июне там проходит крестный ход к недействующему Чикойскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Это шествие собирает более тысячи участников.

Доследственная проверка по факту трагедии выявила грубейшие нарушения. Участок трассы, на котором произошла авария, считается сложным - там крутой поворот. Ведутся ремонтные работы, на дороге снято бордюрное ограждение. Но при этом не было ни одного знака об ограничении скорости, опасном повороте и ремонте трассы.

Мария Аюшеева оказалась едва ли не единственной пассажирской того рейса, которая не просто осталась жива, даже не получила ни одной царапины. Вместе с тем, многие из пострадавших остались в живых благодаря ей.

Удивительно, как  Маша, столь юное создание, хрупкое и нежное, попав в чудовищное ДТП, не растерялась, не запаниковала, а  нашла в себе силы: физические и моральные, чтобы действовать спокойно, вытаскивать из под обломков выживших, успокаивать и молиться вместе с ними.

Череда предостережений

Мария не может без слез вспоминать о той страшной аварии. Паломники едут к святым местам каждый год. Маша только мечтала об этом. В Урлук она поехала впервые. Ведь в следующем году у нее госэкзамены, а этот тур хороший шанс побывать в монастыре. Маша родом из Улан-Удэ, замужем за диаконом Никольского железнодорожного храма Николаем Аюшеевым. Девушка я на 5 курсе в медицинской академии в Чите, тур тоже начинался оттуда. Девушка, мечтающая стать педиатром, не могла и в страшном сне представить, что ей предстоит пережить и какое мужество ей понадобится.

После экзаменов, Маша собралась в поездку. Подробности организации тура не узнавала, доверилась более опытным паломникам.

Эту поездку с самого начала сопровождала череда загадочных случайностей. Выезд был назначен из Читы на 7.30 утра. Но у Маши не прозвонил будильник, и она проспала. Пришлось брать такси и торопиться к отправлению. На месте выяснилось, что Маши почему-то нет в списках пассажиров.Но ее все равно впустили. К отправке опаздывали многие люди в тот день. Несмотря на то, что тур планировался заранее, с местами пассажиров долго разбирались. В итоге только после того, как все уселись на свои места, автобус выехал. Было уже 9 утра. Поездка до места длилась целых 14 часов, хотя обычно такая поездка занимает менее 12. В дороге у автобуса часто что-то ломалось: то двигатель барахлил, то проблемы с колесами. Приехали паломники около 23 часов вечера. Ночевали в больнице Урлука, с утра отправились в монастырь, что в 11 километрах от села.

После Крестного хода паломники шли до автобуса около 20 минут, очень устали. В 18.00 часов наконец - то выехали в Читу, остановки были в Урлуке и Красном Чикое.

Девушку всю дорогу не отпускала тревога. Было предчувствие, что должно произойти что-то страшное. Но ей казалось, что автобус может столкнуться со встречной машиной. Того, что через несколько часов он на большой скорости не впишется в поворот и слетит с горы в обрыв, она, конечно, и предположить не могла.

«Все время хотелось выйти из автобуса. Мои друзья остались, я хотела с ними. Но в последний момент решила, что поеду. Изначально планировалось, что мы будем ночевать две ночи и поедем утром. Каждый брал с собой спальник. Но большинство очень хотели приехать домой 12 июня рано утром и поэтому решили ехать ночью», - говорит Маша.

Автобус ехал уже переполненным. В салон подсели еще четверо человек. По роковой случайности, трое из них до этого перевернулись на своей машине иномарке и попросились в автобус, чтобы ехать за помощью. Им расстелили спальники в проходе, и они спали. Именно из-за сна многие пассажиры злополучного автобуса вообще не помнят аварию.

Помогла вера в Бога 

Маша никак не могла уснуть. Попытки дремать прерывала жуткая тряска: девушка сидела на заднем ряду у окна, прямо под сидением было колесо. Рядом сидел мужчина по имени Александр, он все время пел молитвы и Маша решила петь вместе с ним, чтобы скоротать время.

Примерно около половины 12-го ночи Маша начала уставать и впервые задремала. Ее разбудили ужасные крики людей. Она открыла глаза и увидела, как автобус на скорости приближался к повороту и не входил в него. Маша ухватилась обеими руками за железный навес для штор у окна. Последнее, что она помнит - автобус ударяется о землю и переворачивается несколько раз. Сам момент полета в пропасть длился несколько секунд, но эти мгновения показались долгими минутами. Маша кричала пассажирам, чтобы они молились и люди громко молились.

Маша верующая девушка, ее супруг Николай является священнослужителем. Девушка уверена, что спастись без серьезных повреждений ей помогла сильная вера в Бога.

«Я помню ощущение, что меня что-то окружало, что-то незримое поддерживало в той аварии, берегло. Слева от меня было разбито окно, из которого я выбралась после приземления. Я еще подумала, что вокруг лежат огромные булыжники. Автобус о них сильно повредился. А я ведь сидела у окна и если хоть один булыжник попал в мое окно, после такого удара головой я точно не выжила бы. В первые секунды я не могла поверить, что это случилось со мной. Я пришла в себя, когда осмотрела свое тело и поняла, что цела», - говорит Маша.

Первая осознанная мысль Маши была: «если я жива, значит я нужна этим людям». Она обернулась и увидела покалеченных пассажиров. Рядом на земле лежала знакомая девушка, она стонала от боли. Маша подняла ее на руки и унесла подальше от автобуса. Казалось, что автобус может взорваться. Девушка звала свою маму, которая осталась под грудой металла. Маша не раздумывая бросилась искать женщину. К счастью ее удалось вытащить. Дальше Маша начала осматривать автобус и искать других пострадавших.

Спасала инстинктивно

«Очень страшно, если есть родственники. В такие моменты теряешься и ищешь только их. Я это поняла по пострадавшим. Помогло то, что учусь на медика и трупы не раз видела в морге на практике. Плохо становилось даже мужчинам, проезжающим мимо, которые приходили на помощь, увидев аварию. Среди пассажиров тоже было несколько медиков, но выжившие из них находились в шоке и не могли даже пошевелиться. Было очень страшно. Я просила уцелевших помочь мне вытаскивать других людей. Те, кто мог помогали. Один парень помогал доставать людей из автобуса», - говорит Маша.

Девушка  вытащила и женщину, зажатую между креслами. Это была 65-летняя жительница Агинского  Тамара Ташматова. Она вспоминает: «Маша, сидевшая за мной, помогла вылезти мне через окно. Я легла на землю, все очень болело. А она пошла вытаскивать других».

Сколько конкретно людей спасла эта хрупкая 22-летняя девушка, она и сама не знает. Очевидцы говорят, что больше десяти человек. Она помнит и как нашла погибших на месте. Две женщины скончались на ее глазах. Одна ударилась головой о булыжник, когда переворачивался автобус.

«Я действительно думала, что автобус взорвется. Тогда я почему-то решила, что если это произойдет, я останусь здесь со всеми пострадавшими, бежать не буду. И мне стало легче от этой мысли, что пусть будет то, что суждено. К счастью этого не произошло. Помощь мы ждали 40 минут, но это казалось вечностью. Любой звук поезда или автомобиля на трассе казался подоспевшей помощью спасателей. Казалось, что как в кино, сейчас прилетит вертолет и всех спасет и наступало разочарование. Первой на место приехала маленькая скорая помощь, только потом МЧС», - рассказывает девушка.

Меня вел Бог

Картина была не для слабонервных. Хотелось плакать, кричать. Но по словам самой Маши, она молилась, чтобы просто не сойти с ума. Пока ждали помощь в суматохе девушка лишь успевала координировать действия окружающих. Из подручных материалов делали повязки раненым, снимали ремни с брюк мужчин, чтобы наложить жгуты пострадавшим. Она пыталась вывести из шока людей. Была концентрация внимания, ясное сознание, за что Маша благодарит святых, которым молилась.

«Хочется выразить благодарность медикам. Когда мы ехали назад, насчитали 12-15 машин скорой помощи и реанимаций. В такой ситуации врач кажется чудом. Все смотрели на них, как на чудотворцев, надеялись, молились. Пострадавших утешали приехавшие со «скорой» монахини», - говорит Маша.

Место катастрофы удалось покинуть лишь в 4 утра. Только, когда Машу привезли в больницу, она вдруг расплакалась. Ее супруг Николай говорит, что узнал из новостей об аварии, и был несказанно счастлив, что Маша не пострадала.

«Мне говорили, что она помогала пострадавшим и с ней все в порядке. Я даже от неожиданности случившегося не подумал сразу бежать в больницу. А когда приехал, понял, что ей плохо. Она все время плакала от пережитого», - говорит муж девушки Николай.

«Я думаю, что считать себя героиней – это заблуждение. Если бы не я, то кто-нибудь другой спасал людей. Думать о себе так нельзя. Меня вел Бог. На жизнь я взглянула немного иначе: трава стала зеленее для меня. Я поняла, что все трудности в жизни – это временное. Мы обращаем внимание на неважные вещи, мало уделяем внимания близким. А само главное – уметь прощать, чаще быть с родными людьми, уметь сострадать», - говорит Маша.

В будущем эта смелая девушка хочет стать хорошим врачом и матерью. Ее главная мечта делать окружающих людей счастливыми. А спасенные ею люди ищут ее, чтобы выразит свою благодарность, многих Мария Аюшеева буквально вытащила с того света. И даже если государство не пожелает отметить подвиг улан-удэнки, свой общественный орден за мужество она уже получила.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»