Имитация медицины

 
Проверка Росздравнадзора выявила более ста серьезных нарушений в работе городской поликлиники номер шесть.

 

Крупнейшее в Улан-Удэ лечебное учреждение, обслуживающее почти сто тысяч человек, оказалось не готовым оказать элементарную медицинскую помощь. В кабинетах терапевтов отсутствовали основные средства типа стетоскопов, а у травматологов не было кушеток. Лечение часто не соответствовало диагнозу,  а онкологические больные не получали должное обезболивание. Бесплатные услуги оказывались за деньги, а ожидание в очереди к специалистам доходило до двух с половиной месяцев.

Проверка территориального органа Росздравнадзора по республике Бурятия проводилась в октябре. Были проверены все филиалы поликлиники. По ее результатам были вынесены представления и выписаны административные штрафы. Однако, разбираться с бардаком придется не тому, кто все это допустил, а совершенно новому человеку Игорю Аюшину, который сменил на посту главного врача шестой поликлиники Наталью Бухольцеву. Бухольцева ушла на повышение в министерство здравоохранения Бурятии аккурат перед проверкой. Теперь она правая рука министра Самбуева. Напомним, что Наталья Бухольцева руководит шестой поликлиникой с 2009 года, в 2014 году избралась в депутаты городского совета. 

- Я прошла собеседование у главы республики, представила своё видение будущей работы. Акцент поставлен на приоритетные задачи, которые сегодня ставит и Министерство здравоохранения Российской Федерации – это увеличение продолжительности жизни, снижение некоторых индикаторов смертности и заболеваемости социально значимыми болезнями. Все силы будут направлены на выполнение этих задач, – рассказала Бухольцева “Информ Полису” после назначения.

На главной странице сайта шестой поликлиники висит приветственная надпись.

“Наш коллектив состоит из высококвалифицированных специалистов с разнообразным опытом, которые нашли свое призвание в оказании медицинской помощи гражданам. За время существования  поликлиники накоплен серьезный опыт диагностики и лечения различных заболеваний. Использование этого опыта, следование новейшим стандартам и рекомендациям в сочетании с наличием современного оборудования позволяют нам достигать хорошие результаты.”

Насколько же сильно этот месседж диссонирует с тем, что выявила проверка Росздравнадзора. Так, например, в учреждении нет условий для приема пациентов, с ограниченными возможностями. Отсутствуют пандусы, кнопки вызова персонала, информация для незрячих. При этом пациенты вынуждены ждать помощи месяцами, только по тому, что врачей отвлекают на оказание платных услуг.

“В организации применяется система листа ожидания, куда вносятся пациенты , записывающиеся на прием к специалистам. Фактический срок ожидания по данному листу составляет до двух месяцев. После попадания в лист ожидания , при появлении места в очереди сотрудники  вносят данные пациента в лист записи на 14 дней. Таким образом, срок фактического ожидания составляет до 2,5 месяца. При этом, в этот же период организация привлекает своих сотрудников, в том числе узких специалистов к проведению выездных медицинских осмотров в рамках договорных отношений и оказания платных услуг» - сообщает Росздравнадзор.

В погоне за деньгами сотрудники поликлиники намеренно или по незнанию вводили пациентов в заблуждение, оказывая бесплатные услуги, гарантированные федеральными законами, за деньги. Так, например, при обращении беременной пациентки на прием к гастроэнтерологу с жалобой на тошноту, рвоту и боли в желудке, ее приняли платно, при наличии ОМС и места в графике приема  в рабочее время врача- гастроэнтеролога, объясняя данное решение прикреплением пациентки к другой поликлинике города. Еще одним нарушением стало наличие в прайсе медицинских осмотров, в том числе для выдачи лицензии на право приобретения оружия, флюоорографии, которой нет в стандарте данного медицинского освидетельствования.

По данным надзорного ведомства, в поликлинике номер шесть медицинская помощь оказывается при не полном оснащении медицинским оборудованием. При выборочной проверке было выявлено, что ряд медицинских кабинетов по профилю терапия не были укомплектованы самым необходимым - наборами экстренной помощи, стетоскопами, измерительными лентами, лупами и пульсометрами. В кабинете врача эндокринолога отсутствовали весы, тонометр, ростометр. А в кабинете травматологии не было даже кушеток и шин. И так почти по каждому профилю, хирурги, офтальмологи, отоларингологи работали фактически на пальцах.

Все это, конечно, можно списать на недостаточность финансирования, но как объяснить нарушения в качестве самого лечения? А их было выявлено немало. Так, в лечении некоторых пациентов с перенесенным инфарктом миокарда отсутствовал даже первичный осмотр кардиолога, не было планов обследования и лечения, не соблюдалась кратность осмотров. Ни в одной записи врача терапевта нет данных о проведении бесед с родственниками, их обучения навыкам ухода, нуждаемости в социально-психологической помощи.

В материалах проверки указан случай пациента с диагнозом рак мочевого пузыря, в истории болезни записи формализованные, не указано какими лекарственными препаратами проводилось лечение , результаты проведенных исследований не интерпретировались, динамика состояния  пациента отражалась не во всех случаях.

При лечении больных сахарным диабетом было выявлено отсутствие направления к врачу-офтальмологу, эндокринологу, не были назначены стандартные исследования и анализы, не был даже измерен вес пациента.

Однако, отсутствие лечения еще можно оправдать загруженностью, ленью или еще чем-то, но назначение лечения, не соответствующего диагнозу, является натуральным вредительством либо полной профнепригодностью. Такие случаи также были выявлены Росздравнадзором. Кроме того, в лечении онкологических больных были допущены нарушения при обезболивании. При увеличении интенсивности болевого синдрома участковый врач-терапевт не  проводил коррекцию обезболивания, продолжая давать Кетанов. Только через неделю после осмотра врача паллиативного отделения другой больницы назначается морфин. Недостаточное обезболивание при сильном болевом синдроме онкологических больных в материалах проверки встречается достаточно часто.

Не соблюдались в шестой поликлинике и стандарты освидетельствования на наличие  инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа  гастарбайтерам в выдаче разрешения на временное проживание и разрешения на работу. Не соблюдался порядок  регистрации выданных «шоферских справок» на право управления транспортным средством, а также порядок проведения предрейсовых осмотров водителей общественного транспорта. Выявлены нарушения при приемке и хранении лекарств, а также в обслуживании медицинского оборудования. Всего более ста нарушений.

Каким образом многолетний руководитель шестой поликлиники Наталья Бухольцева получила должность в министерстве здравоохранения при таком бардаке, непонятно. Какое развитие республиканской медицины может обеспечить такой руководитель? По неофициальным данным Наталью Бухольцеву на данную должность лоббировал мэр Улан-Удэ Александр Голков, но решение-то все равно принимал министр Самбуев и глава республики Алексей Цыденов.

 

Евгения Балтатарова, Алексей Доржиев «Республика»