Инновационные грабли

 

17 октября стало известно, что Улан-Удэ в ходе онлайн- голосования назначен Стартап-столицей России-2018. Специальный сертификат глава Бурятии Алексей Цыденов получил на международном форуме инновационного развития «Открытые инновации». Отметим, что в прошлом году громкий титул носил Альметьевск, известный лишь тем, что в нем располагается офис нефтяной компании ПАО «Тат- нефть».

 

Симпатичная статуэтка

До начала голосования глава Республики в соцсетях активно призывал жителей голосовать за родной город: в результате такого горячего отклика столица Бурятии набрала на 5 тыс. голосов больше своего основного конкурента Ижевска.

Статус стартапа столицы — это не только симпатичная статуэтка, которой сразу же похвастался на своей страничке Алексей Цыденов, но и ряд преференций. В следующем году представители фонда приедут в Бурятию, и «местные компании и инноваторы получат возможность живого общения с экспертами, инвесторами и партнерами проекта «Сколково».

Впрочем, столь бурный энтузиазм главы по поводу новых возможностей в сфере инноваций и стартапов разделяют не все: в соцсетях некоторые пишут, что выглядит данное действо как очередная пиар-акция и попытка поиграть несуществующими мускулами. Скептицизм некоторых вполне понятен, учитывая достаточно сомнительный опыт Бурятии в плане поддержки инновационной деятельности. Вопрос в другом: были ли в Улан-Удэ настолько перспективные стартапы, чтобы зваться ее столицей?

Здесь на ум приходит только один случай — фармацевтическая компания DRD, генераль- ным директором которой является наш земляк Анжей Жимбиев. Компания является резидентом Сколково и занимается перспективной разработкой экспресс- тестов для диагностики инсульта, а также степени тяжести повреждений мозга. Сам Жимбиев занимается финансово-экономическими и управленческими функциями, а ведущим разработчиком выступает профессор Санкт-Петербургского медицинского университета имени Павлова и медицинского центра «Де- калб» в Атланте Светлана Дамбинова, с 2000 года проживающая в США. Таким образом, к разработке инновационной «карман- ной лаборатории» как таковой ни Улан-Удэ, ни его научные учреждения особого отношения не име- ли. Как известно, в США довольно сложно с получением лицензии, цена на которую оценивается миллионами, а также с поиском инвесторов. В России же реализовать данный проект оказалось проще, особенно при содействии «Сколково». В нашей же республике проект земляков поддержали и быстро окрестили бурятским стартапом. Частным инвестором стал Вячеслав Покацкий — владелец и гендиректор «МВ Синема Групп», один из самых богатых людей в Бурятии.

Комедия с бизнес-инкубатором

Когда –то огромные надежды местного предпринимательства связывались с открытием в 2007 году республиканского бизнес-инкубатора. На его строительство потратили 73 млн. рублей. Данная структура должна была оказывать поддержку молодым предпринимателям, предоставляя им в аренду офисы на льготных условиях и оказывая консультационную и юридическую помощь на раннем этапе ведения бизнеса. Особый упор ставился на инновационную деятельность и перспективы масштабирования. Правительство республики пообещало предпринимателям льготы и субсидии. Однако с самого начала его существования деятельность Республиканского бизнес-инкубатора сотрясали скандалы. За годы работы там сменилось несколько управляющих компаний, а сколь- ко-нибудь успешных и известных бизнес-проектов на его территории так и не случилось.

В 2016 году летом снова сменилась управляющая компания. По решению конкурсной комиссии победителем признано частное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Центр делового образования Торгово-промышленной палаты Республики Бурятия». Договор заключен на три года. У новой компании, работающей сейчас, планов как всегда множество. Об этом рассказал директор Центра делового образования ТПП Бурятии Аюр Гармаев.

— Проектов в принципе достаточно много. За этот год мы поменяли направление работы в инновационно-технологическое предпринимательство. С 2015-го действует фонд содействия инновациям, и мы плотно работаем с инновационными проектами, выделяем гранты от фонда содействия инновациям и реализуем соответствующие программы обучения.

В прошлом году в рамках программы «Ты предприниматель» создано 56 компаний, в этом — 58. Часть из них закрывается: по итогам прошлого года из 56-ти 13 закрылись, остальные продолжают работать.

— Важно понимать, что бизнес-инкубатор — это ограниченная площадь и территория, а мы работаем с предпринимательским сообществом РБ в целом, и поэтому наша основная задача - это содействие бизнесу.

В офисах бизнес-инкубатора работают сейчас 52 компании. Ос- новной упор делается, по словам Аюра, на инновационные технологии: Сфера IT- разработок, сай- тов, приложений, системы авто- матизации, проект VOTAM — по озвучиванию остановок в общественном транспорте. А также дезинфицирующие средства, биотехнологии — переработка отходов в удобрение. Как утверждает Аюр, государственного финанси- рования УК не получает.

— Нам вообще деньги не дают, мы деньги не получаем, мы их зарабатываем. А в предыдущие годы была господдержка.

РБИ, который должен был создать множество эффективных и полезных инновационных проектов, пока так и не оправдал себя. Зато очень успешно потратил выделенные на это за 10 лет огромные средства.

Бурятские инновации

Определенные разработки в сфере инноваций ведутся и в стенах университетов, среди которых существуют перспективные направления, способные улучшить жизнь нашего населе- ния. Однако к концепции стартапа они практически не применимы, так имеют низкий потенциал для глобального масштабирования и быстрого роста, следовательно, о крупных доходах речи не идет.

Пока в Бурятии ничего, что подходит под понятие настояще- го стартапа, не наблюдается. По- этому Улан-Удэ как столица последних звучит неубедительно. Но, возможно, вся бурная деятельность и громкие заявления власть имущих, мало соотносящиеся с реальностью, не в том, чтобы создавать эти самые инновации и стартапы и продвигать их. А скорее в попытке убедить молодых людей, что у нас не все так плохо и попытаться хоть как-то остановить утечку мозгов из республики.

 

Антон Иршутов, “Центральная газета”