Мечты о бурятском газе

 

Почему республика никогда не будет газифицирована.

 

Газификация Бурятии - одна из самых жарких тем, обсуждаемых из года в год на самом высоком уровне. Копья на этом вопросе ломал экс-глава республики Вячеслав Наговицын, сейчас с газом носится с тем же пылом врио Алексей Цыденов. Однако, мало кто знает, что тема во многом популистская, и газ в Бурятию, объективно, никогда не придет.

Этому есть простое объяснение, которое лежит в истории республики. Более десяти лет назад Бурятия имела призрачный шанс на газификацию, который мы успешно упустили, и который уже больше не случится.

В 2006 году через Бурятию планировалось провести газопровод Россия- Китай, прообраз Силы Сибири, самого масштабного и амбициозного проекта правительства России на Востоке. Однако чаяниями местных и федеральных экологов, а также из-за отсутствия грамотного лоббирования со стороны бурятских властей, еще тогдашнего правительства Потапова, проект был перенесен севернее в Якутию.

Сила Сибири не для Бурятии

Сегодня «Сила Сибири» продвигается высокими темпами. Как сообщил заместитель председателя правления Газпрома Виталий Маркелов, на данный момент газопровод готов примерно на треть.

Напомним, что газ в Китай должен будет доставляться из двух центров газодобычи – якутского (Чаяндинское) и иркутского (Ковыктинское месторождение), а сама труба протянется по территории Хабаровского края, Амурской области до Владивостока, а затем до востока Китая, самого центра промышленности Поднебесной.

Основные чаяния Бурятии, касающиеся трубопровода Сила Сибири, а также Забайкальского края были направлены на Ковыктинское месторождение, крупнейшее в Восточной Сибири, расположенное в Иркутской области. Трубопровод должен был пройти по территориям двух регионов.

Но подобная инициатива сразу вызвала негодование у защитников природы и экологов, которые настаивали, что осуществление данного проекта может нанести непоправимый урон экологии озера Байкал и Тункинскому национальному парку, так как по схеме труба должна была пройти по территории Тункинского района и даже по дну озера.

Услышав экологов, власти все-таки перенесли трубопровод севернее. Однако, есть мнение, что экологическая версия являлась всего лишь ширмой: на самом деле, газификация нашего и соседнего региона были априори невыгодны в силу отдаленности населенных пунктов и недостаточного спроса на газ.

Голубое топливо было близко

Лицензией на добычу газа Ковыктинского месторождения изначально владело ОАО «РУСИЯ Петролеум» (дочерняя компания международной «ТНК-BP» и компании «Интеррос»). Реализовывать проект газификации должна была Восточно-Cибирская газовая компания, созданная ТНК ВР и администрацией Иркутской области. Но в 2010 году ВСГК оказалась банкротом. В 2011 году за 9 млрд. рублей Газпрому, который давно присматривался на месторождение, были проданы труба от Ковыкты и ряд других материальных активов.

В июне 2008 года Газпром и правительство республики подписали договор о газификации Бурятии в рамках Восточной газовой программы с потенциалом на экспорт в Китай и страны АТР. Подразумевалось, что Газпром возьмет на себя строительство трубопроводов и газораспределительных станций, а республика займется внутриквартальной разводкой сетей. Однако планам не удалось воплотиться в жизнь из-за больших площадей республики и отдалённости населённых пунктов. Был принят промежуточный вариант в виде автономной газификации сжиженным газом, а постройку трубопровода отложили на неопределенное время. Сжиженный газ подразумевалось привозить из Саянска, где должен быть построен завод. Далее по железной дороге в Бурятию и автотранспортом до потребителей. По второму варианту строительство завода предполагалось уже в самой Бурятии.

Но даже об этой промежуточной схеме уже никто не вспоминает, так как вариант со сжиженным газом оказался неэффективным. Проведенный в Северобайкальске эксперимент показал, что привозной газ в баллонах обходится в два раза дороже, чем уголь.

В 2014 году был подписан 30-летний контракт на поставку газа в Китай между Газпромом и китайской CNPC. Согласно контракту, в год должно поставляться 38 млрд кубометров газа. Общая сумма контракта составляет 400 млрд долларов. На первом этапе будет построен магистральный газопровод Якутия - Хабаровск - Владивосток, на втором этапе иркутская ветка будет соединена газопроводом с Якутским центром. Бурятия по этому плану не попадает в зону строительства газовой трубы.

Как вариант газифицировать Бурятию можно было бы через прокладку трубопровода через Монголию, которая сама испытывает дефицит энергоресурсов и в связи с этим готовится к строительству гидротехнических сооружений на реке Селенга и ее притоках. Что также вызывает опасения у тех, кто беспокоится за обмеление Байкала. С инициативой по монгольскому трубопроводу выступил врио главы Алексей Цыденов на недавнем форуме в Красноярском крае.

Однако, еще в 2014 году, когда Президент Путин посетил с визитом соседнюю страну, власти Монголии вынесли на обсуждение вариант с транзитом газа в Китай через территорию этой страны, однако никаких ответов от российской стороны не последовало. Как полагают аналитики, Россия не будет привлекать монгольскую сторону, потому что это не выгодно в первую очередь, целевому потребителю – Китаю. В Монголии уровень газификации невысок и соответствующая инфраструктура тоже не слишком развита, поэтому данный вариант не выгоден ни России, ни Китаю.

Бурятия недостойна газа?

В свою бытность президентом Бурятии Вячеслав Наговицын приводил довод, что газификация придаст наибольший эффект по очистке озера Байкал. Котельные, отапливающие республику, имеют достаточно серьезные выбросы в атмосферу, а республика является водосборной зоной Байкала. В результате реализации проекта газификации сократится количество выбросов в атмосферу на 18,9 тыс. т в год.

Также он добавлял, что газ жители Бурятии должны получать по фиксированной цене в 3,5 рубля, как вся Россия. А не по 17 рублей – это стоимость в Бурятии с учётом сетевой составляющей. По его словам, для решения вопроса о газификации республики «нужна политическая воля руководства страны».

При этом официальная позиция Газпрома на протяжении многих лет заключается в том, что проект нерентабелен: высокая стоимость и низкое количество потребителей, недостаточное для окупаемости. Но в этом плане газификацию Бурятии вообще нельзя рассматривать как коммерческий проект, который должен приносить прибыль, а как социальный. Еще в прошлом десятилетии ученые исследовали спрос на природный газ на территории Байкальского региона, и он оказался не очень велик - 8 миллиардов куб. м в год, при этом наибольший приходится на Иркутскую область и совсем незначительный – на Бурятию и Забайкальский край.

 

Антон Иршутов, «Центральная газета»