Море китов

 

Бурятия в течении многих лет продолжает удерживать пальму первенства по детским и подростковым суицидам. Республика стабильно входит в пятерку регионов с самой худшей ситуацией по самоубийствам среди лиц моложе 18 лет. Почему они уходят из жизни? Что заставляет молодых людей прощаться с миром, который они толком - то и не успели узнать? Виноваты ли в этом родители, школа, государство или, может быть, интернет, где в последнее время появились так называемые «группы смерти», зовущие в «море китов»?

 

Ей чуть больше двадцати. В глазах живой блеск и желание творить шедевры в новой профессиональной области, она - начинающий ретушер фотографий. Одевается не броско: серая кофта, джинсы и кеды. Иссиня-черные волосы, небрежно собранные в «пучок».

- Я лет пять, наверное, так выгляжу всегда, и зимой и летом, - говорит  Эржэна (имя изменено), - Ношу длинные рукава, а причина вот в них,- закатав рукав кофты на левой руке показывает красные рубцы. - Видите, какие застарелые шрамы, дошедшие до вен, теперь они со мной навсегда, это память о том, что сама себе навредила, - у Эржены плохо получается улыбнуться.

Несколько лет назад, будучи еще совсем юной, Эржена была «эмо», ходила с розовыми волосами и исписала несколько тетрадей стихами о собственной смерти. Однажды желание узнать, что такое смерть стало невыносимым  и она решилась. Сегодня Эржена, слава богу,  жива и смотрит на мир совершенно другими глазами. 

- Подростки интересуются смертью. Это часть поисков смысла жизни, - говорит Эржена. - В мое время молодежь ударялась в субкультуры, сегодня сидят в социальных сетях и обсуждают, делятся своими мыслями. Такие вопросы со взрослыми не обсудишь, даже с психологами. Когда мне было лет 15, я очень хотела обратиться  к обществу и родителям с такими словами: «Тотальный контроль со стороны родителей загоняет нас в какие-то рамки. С другой стороны, полное отсутствие интереса и любви к нам тоже заставляет нас чувствовать себя ненужными. А мы в этом возрасте даже не знаем до конца кто мы, уже взрослый или пока еще ребенок? Зачем я и кто я? Но мы справимся, найдем себя, пускай  и через стихи Лермонтова, музыку Кобейна. Поговорите с нами. Поддержите нас. Поймите нас. Отреагируйте на наши эмоции, когда мы пришли к вам с несерьезными на ваш взгляд вопросами. Потому что, то, что  мы чувствуем сейчас - это действительно значимо. Полюбите нас. И мы полюбим вас, а потом и жизнь. Мы - подростки, такие вот мы. И вы были такими, просто немного забыли».

С тем, что  жизнь и смерть в подростковом возрасте понятия практически одного рода, согласны и психологи.

 - В подростковый период человек впервые «задумывается» о своей жизни, и если он находит, как ему кажется, непримиримые противоречия реальности с его ожиданиями, не находит поддержки в среде общения, это  может приводить к  мыслям о суициде, - говорит Бальжид Сандакдоржиева, независимый психолог с 7-летним стажем. - Подростковый суицид тем и страшен, что ребенок, к сожалению, редко идёт за помощью к взрослым, и внешне не всегда можно понять «намёков», хотя они обычно бывают. Чтобы уберечь ребенка от самого себя, нужно быть очень внимательными взрослым, особенно, учителям и родителям. При этом понимать, что подросток уже не ребенок, и нужно завоевывать его доверие, уважая его личность. Нужно стать ему другом, но при этом не навязываться с этим. Не нужно что-то запрещать, скорое всего подростку захочется сделать всё наоборот, не стоит давить авторитетом и подчинять своей воле – разговаривайте со своим ребенком, выстраивайте конструктивный диалог с ним, грамотно аргументируйте «нужную» позицию, и оставляйте выбор за ним. Потому что, родительский авторитет хоть и подвергается критике в этот период, но по-настоящему к дельному совету подросток прислушается.

Недавно одно из федеральных изданий написало статью о так называемых «группах смерти» в социальных сетях, на которые подписаны десятки тысяч человек. Расследование авторов публикации показывало, что в России существует целое движение, сообщество, которое устраивает детские суициды. Подросткам раздают задания, в какой день и в какой часть они должны «выпилиться». Были названы конкретные имена координаторов, конкретные схемы, вспыхнул нешуточный скандал, который продолжается до сих пор. Доказать доведение до самоубийства сложно. Но факт состоит в том, что подобные группы смерти существуют по всей стране, в том числе и  в Улан-Удэ. 
 

 

В открытом доступе их немного, по определенным словам «море, киты, смерть, мертвые» мы нашли всего пару - тройку с подписчиками не более 40 человек. Однако, в молодежной среде утверждают, что таких групп больше, их трудно найти в поиске, так как вход туда только по прямому приглашению, по ссылкам. Определить направление групп с одного взгляда тоже сложно. Обычно они прячутся под названиями популярных молодежных сериалов, аниме, решением задач по ЕГЭ и т.д. Группы закрытые, а фейсконтроль строгий. Поэтому эта часть жизни подростков от взрослых закрыта надежно. Однако, стоит ли бить тревогу? Возможно, в этих группах, действительно, просто происходит общение и выплеск  детских проблем, которые мы, взрослые, больше понять не в состоянии?

 

 

- Очевидно, что у подростков есть так называемый «запрос на смерть». Они исследуют мир, они хотят его понять, а смерть это неотъемлемая часть жизни. И это происходит не только сейчас. В классической литературе, в поэзии, в искусстве вообще можно найти массу примеров, когда популярными среди молодежи становились произведения, которые отражали эти поиски. Вчера это был Лермонтов, сегодня Ес Соя, - говорит известный журналист Евгения Балтатарова. - Интернет лишь дает ощущения интерактива, что ты с такими проблемами не один. Я не буду сейчас утверждать, что деятельность всех групп Вконтакте подобного толка безопасна, но в общем и целом интернет не является причиной. Это следствие. В первую очередь того, что у ребенка проблемы в отношениях с окружающим миром, с его восприятием. Мы неправильно понимаем причины и, соответственно, не можем адекватно справляться со следствием. Например, дети видят в смерти романтику: китов,  музыку и т.д. Так почему бы не показать им, что такое смерть по - настоящему? Одна экскурсия в университетскую  анатомичку или морг и, я думаю, мнение о смерти будет совершенно другим. Ничего красивого и романтичного в смерти нет.

Мама  девятиклассника Туяна Очирова считает, что все дело в счастье ребенка. 

 - В большинстве своем и эксперты-врачи,  и сми, и госорганы ставят перед собой лишь одну задачу -  узнать, что происходит с подростком. Может, все-таки лучше нам всем задаться одним единственным  вопросом: «Что же мы делаем, а чего не делаем, что не по своей прихоти создаем такие условия, чтобы детки наши так умирали. Чтобы потом не пенять на всякие ЕГЭ и Интернет? Ведь это так легко, спихнуть и стряхнуть с себя ответственность за детей на неизвестного  врага, коим может быть кто и что угодно.  Сейчас это интернет.  Может мы начнем с себя? Начнем  трудиться? Счастливый ребенок не будет себе вредить.

 

Сурана Ринчинова, «Республика»