Моя прекрасная виртуальная няня

 
О том как, интернет и интерактивные передачи по ТВ заменяют современным детям родительское тепло и живое общение.

 

Нынешние родители все меньше времени могут уделить своему ребенку. Работа, домашние заботы и прочие отвлекающие моменты не позволяют полностью погрузиться в занятия с малышом. И чем младше ребенок, тем сложнее многим с ним взаимодействовать.

Большинство родителей из-за всплеска рождаемости вообще вынуждены обходиться без детского сада. А круглосуточное ежедневное нахождение рядом с ребенком предполагает полную отдачу сил и фантазии. Многие родители даже проштудировав кучу развивающей литературы, не могут самостоятельно написать интересный сценарий для игры с ребенком. Тем более, что такой необходим ежедневно в новом формате. На помощь родителям пришли современные технологии. 

Чем бы дитя ни тешилось 

Более тысячи различных развивающих, развлекательных каналов появилось на просторах российского Ютьюба. Все они практически аналоги детского сада. Здесь и воспитатель, весело играющий с любимыми анимационными героями, и сами дети, демонстрирующие игры с плюшевыми медведями, популярным героем мультипликаций ам-нямом или машинками.

Теперь такие видеоролики в бесплатном доступе – это огромный детский канал, на котором можно найти практически все: подборки развивающих мультфильмов на 6 языках, в том числе и на русском, мультики, созданные на основе реальных игрушек, классическую музыку для малышей, песни про цифры, колыбельные, песенный алфавит и многое другое.

Есть целые циклы, обучающие азбуке, математике, цветам, геометрии и чтению и уроки творчества для детей и родителей. Всего на подобном канале может быть более 100 тематических подборок на разные образовательные и развлекательные темы, а также просто для досуга.

Кроме стандартных программ обучения цветам, счету и названиям предметов окружающей среды детские развлекательные каналы в интернете создают мультики для обучения детей начальным понятиям английского и немецкого языков: алфавиту, названиями диких и домашних животных и т.д. Для детей постарше, уже освоивших начальный этап, есть уроки по географии, безопасности на дороге, уроки доброты, например, от Тетушки Совы, астрономия, часовые лекции о чудесах света и многое другое. Отдельно стоит отметить лекции об изобразительном искусстве: Ван Гог, Николай Рерих, всемирная картинная галерея и многое другое.

Полет фантазии огромный. Каждый день дети получают возможность самостоятельно смотреть новые игры, наблюдать за красивыми новыми игрушками и любимыми героями.

«У меня ребенок в восторге. Это удобно. Пока я занята домашними делами, дочка смотрит канал, играет, не нервничает, я не переживаю, что ей одиноко и не хватает внимания моего. Сейчас Алиночке уже 4 года, она научилась немножко читать благодаря просмотру этих видео», - говорит жительница Улан-Удэ Анастасия Фомина.

История успеха плюшевого мишки

Удивительна и история появления такого альтернативного телевидения.

Один из популярнейших каналов подробно рассказал, как он зарождался и во что вылилась его деятельность. В 2012 году Мария Поддубная решила создать детский канал на Ютьюбе.

Первый ролик Марии был посвящен тому, как правильно обучать дошколят азбуке. И это видео набрало более 1 млн просмотров меньше, чем за один месяц. Оглушительный успех был обеспечен, ведь современным родителям часто просто некогда заниматься с ребенком, а многие и вовсе не знают, во что поиграть с чадом и как его обучать. Вскоре на канале стали появляться ролики с изучением цветов и размеров. Мария придумала свою фишку. В отличие от обычного канала, она организовала обратную связь с аудиторией. Сейчас Мария предлагает своим зрителям присылать поделки, рисунки и прочие результаты занятий по урокам ее канала. Все присланное она выставляет на ютьюбе. Такой обмен полезной информацией пришелся по вкусу многим родителям. Количество просмотров одного ролика канала Марии Поддубной составляет не менее 20 млн.

Сейчас этот канал зарабатывает до 15 тыс. долларов в месяц. Этих денег Марии хватило на открытие своей студии анимации. Она собирается в будущем делать мультфильмы на разных языках мира для детей. Учитывая, что ее канал популярен не только в России, но и за рубежом, эта идея может принести баснословный успех.

Таких каналов огромное множество, довольны и создатели каналов, и родители, и сами малыши. Тем более, что у каждого канала своя аудитория практически с пеленок до 15-летнего возраста.

Психологи расходятся во мнении

Некоторое время назад в один голос детские педагоги и психологи говорили о том, что онлайн пространство может навредить психике ребенка. Долгие часы за играми в интернете не дают переключиться в реальность. Сегодня мнение по поводу просиживанием днем за просмотром очередной серии на любимом детском канале неоднозначно.

Так, одни утверждают, что детские каналы несут смысловую нагрузку и заменяют собой няньку. Поэтому смотреть их не только можно, но и необходимо один раз в день. Другие приводят доводы в пользу отказа от такого проведения свободного времени.

Так, аргументы против говорят, что польза от просмотра детских каналов, несомненно, есть: дети хотят контактировать со сверстниками, и после просмотра таких видео они удовлетворяют потребность общения и вдобавок узнают много нового. Подобные видео действительно помогают обучать детей алфавиту, счету и многому другому.

Однако во всем нужен контроль, особенно над контентом, который ребенок получает извне. Но следует помнить, что под видом детских мультиков, где рисовка, персонажи и даже музыка достаточно безобидные, могут скрываться кровь и насилие. И если не вглядываться в происходящее, то со стороны выглядит, что это обычный детский мультик. Такие ролики, безусловно, наносят сильный удар по еще не окрепшей детской психике. Поэтому выбирать канал стоит родителям более тщательно. К тому же, чтобы не навредит психике ребенка, важно помнить, что никакой канал в интернете никогда не сможет заменить собой живое общение со сверстниками. Поэтому детям до 3 лет вообще не стоит смотреть такие каналы дольше 15 минут в день. А детям после 3 лет можно прибавить время просмотра до 30 минут и ограничиться только обучающим видео. В противном случае, ребенок перестает зависеть от домашнего воспитания и начинает испытывать влияние чужих людей.

В любом случае польза от детских каналов очевидна, а, чтобы не получить вреда, нужно помнить, что родительское внимание и общение ребенку ни что заменить не может.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»