Новая жизнь Этнографического музея

 
Единственному в Бурятии музею под открытым небом исполняется полвека. С каким багажом музей подошел к этой солидной дате и каких изменений ждать с приходом нового министра культуры в материале «Республики» .

 

Пятьдесят лет - серьезный возраст. Все это время Этнографический музей народов Забайкалья  продолжает оставаться одним из самых популярных достопримечательностей нашего региона, как для жителей, так и гостей республики. Изначально задуманный как место, где будут собраны экспонаты, отражающие этническую историю Бурятии, со временем Этнографический музей народов Забайкалья стал видным центром культурной жизни Бурятии, пополнился новыми экспозициями, выставками, позже на его территории начали проводиться народные празднества, такие как ночь Ёхора и масленица. В 1976 году здесь появился «Уголок живой природы», без которого нынешний облик комплекса просто невозможно представить.

Сегодня в музее открыты 6 экспозиционных комплексов, на которых представлена традиционная культура и быт народов, издавна населяющих Забайкалье. Также с ними соседствуют археологический комплекс, представленный памятниками более древнего прошлого (жилище хунну, шатровые и плиточные могилы, курганные захоронения – херексуры и др.), и городской комплекс «Старый Верхнеудинск», на котором сосредоточены старинные здания с восстановленным интерьером. Многообразие и уникальность каждого комплекса прекрасно иллюстрирует пеструю этническую картину нашего региона, его интересную и удивительную историю, а аутентичность среде бытования и окружения создает дополнительное ощущение неразрывности и преемственности прошлого и настоящего.

Расчищая авгиевы конюшни

Проблем в музее, которые годами накапливались и не решались, достаточно много. При том, что сохранение и распространение культуры народов, населяющих Забайкалье  - приоритетная задача бурятских властей. Именно поэтому министерство культуры республики в лице нового министра Соелмы Дагаевой решило всерьез взяться за решение самых наболевших проблем музея, без чего его будущее представляется весьма туманным.

В первую очередь, это электрические сети. В музее  очень старые провода, без современной изоляции, и проходят они по деревянным зданиям, которые являются памятниками культурного наследия.  Если что-то с ними, не дай бог, случится, они будут потеряны навсегда. Сейчас таких зданий нигде не сохранилось.

В начале июня вопрос насущных проблем сохранения и развития музея был поставлен на выездном совещании главы Бурятии Алексея Цыденова, которое было организовано по инициативе министра Соелмы Дагаевой.  На совещание были приглашены все профильные министры, а также представители надзорных органов. В ходе живого обсуждения, чуть ли не впервые проведенного в подобном формате, удалось наметить конкретные сроки решения инфраструктурных вопросов, что в свою очередь позволит сделать музей более привлекательным и интересным для горожан. В итоге музей сможет зарабатывать.

По итогам визита главы,  в музее планируется возведение ландшафтных вольеров для животных, решается проблема обеспечения питьевой водой, будут проведены ремонтные работы по замене электрических опор и сетей. В перспективе озвучена необходимость расширения комплекса на 40 гектаров, которые находятся во владении музея, но пока остаются неиспользованными. Также в процессе – обустройство парковочной стоянки при входе в комплекс. Одной из личных инициатив главы Бурятии стало предложение бизнесу республики принять участие в поддержке деятельности музея, взяв под опеку какое-либо животное или шефство над одним из комплексов.  

В качестве примера Алексей Самбуевич взял под опеку  степного орла. И его примеру уже последовали, сейчас рысь под опеку взяла компания ООО ТрансУголь,  белую сову - Вячеслав Покацкий, генеральный директор ТРЦ «ЕвроЗона». Енотов берет «Барис». М-центр будет опекать черного аиста. Также заинтересовались частные лица, например Александр Анатольевич Гармаев из Иволги взял под опеку косулю.

Только на питание животных уходит около миллиона рублей в год. То, что выделяет бюджет  - это ровно половина той суммы, которая необходима для корма. А для того чтобы изюминка Этнографического музея, «Уголок живой природы», продолжала привлекать посетителей, требуется разнообразие представленных в нем животных. И на это опять же нужны деньги.

В обмен на помощь, музей разместит названия компаний и фамилии частных лиц на табличках у клеток животных, чтобы каждый из более ста тысяч посетителей в год знали, кто помогает живому уголку. Это хорошая имиджевая реклама.

Музей будущего

В 2014 году в музею были возвращены 40 га земли, которые раньше принадлежали ему по праву. Они были выделены  еще в 80-е, но потом, в лихолетье девяностых, благополучно, в результате неких действий перешли к городу. В советское время, когда эти территории выделялись, планировалось на этой земле построить зоодендропарк. Сохранились красивые презентации, на которых изображен висячий мост, а в природных условиях представлена вся флора и фауна Забайкалья. И это на 40 га.  По тем деньгам сумма для реализации этих планов составляла около 1,5 миллиарда рублей. Но потом наступили 90-е, и ничего уже нет и нужно начинать с нуля, сделать проектно-сметную документацию на зоодендропарк, на которую нужны огромные деньги.

Иначе говоря, необходим частный инвестор, который мог бы все это осуществить. Помимо зоодендропарка можно попробовать реализовать и другие проекты. Например улицу мастеров, чтобы была настоящая улица, стояли аутентичные дома, мастерские, где, например, будут трудиться кузнецы и другие мастера в народных одеждах, а туристы – проходить мимо, наблюдать за их работой, принимать участие в мастер-классах, покупать созданные изделия. Это всегда интересно и пользуется популярностью. Существуют этнографические музеи-скансены, в которых артисты живут и работают с утра до вечера, а люди специально приходят, чтобы увидеть этот традиционный образ жизни. Там же можно и хостел, и отель, и пункт общественного питания открыть.

Пока же задача минимум хотя бы построить ландшафтные вольеры для тигров и медведей. Планируется  расширить помещения для хищников за счет перемещения клеток с птицами, за которыми также есть пустующая территория. Затем возвести бетонную стену и украсить ее видами из природных материалов, внутри вольера создать аутентичное окружение, организовать некую среду обитания: берлоги для медведей, водоемы для купания т.д.  

Другая проблема – недостаток средств и необходимых кадров для реставрационных работ. Музей сейчас планирует за свой счет провести реставрацию качукской юрты.

Для этого необходимо нанять лицензированную компанию, которая имеет опыт и специальные технологии по реставрации старых зданий. А это требует существенных средств.

Еще один актуальный вопрос – обеспеченность водой. Например, в живой уголок сотрудники музея носят воду вручную. Это очень тяжело. Невозможно поставить стационарные точки общепита, чтобы обслуживать гостей. Даже нормальный туалет в музее появился сравнительно недавно именно из-за проблем с водоснабжением. На прошедшем совещании с главой, эту проблему подняли снова. И вопрос, слава богу, решается.

Если Роспотребнадзор одобрит использование старой, доставшейся еще с советских времен, скважины, то вода в живом уголке будет. Строительство новой скважины отмел сам Алексей Цыденов, признав такой проект нерентабельным.

Еще одна старая проблема – отсутствие большой парковочной зоны в ближайшее время тоже будет решена. В руководстве музея заверили, что этот вопрос рассматривался  на высшем уровне, и на участке, расположенном от кассы и вдоль забора, предполагается строительство парковки.

На сегодняшний день Этнографический музей народов Забайкалья продолжает оставаться важным пунктом в культурном пространстве республики Бурятия. Храня культуру и историю родного края, памятники прошлого, он вместе с этим, старается идти в ногу со временем, отвечая на актуальные запросы современности. Конечно, трудности есть всегда, но без их преодоления невозможно устойчивое и поступательное развитие. И в наших силах, всех жителей и патриотов республики – помочь сберечь эту связующую нить, ведь именно те, кто не забывают прошлого, являются хозяевами завтрашнего дня.

 

Антон Иршутов, «Республика»