Русский народный экстрим

 

Почти полтора года назад в Бурятии появилось уникальное силовое шоу «Девятый вал». Участники шоу два русских богатыря Василий и Александр каждый раз демонстрируют публике, что возможности человеческого тела не имеют границ. 

 

Василий Лихачев и Александр Семушев познакомились на одной из проводимых в Улан-Удэ исторических реконструкциях. Оба были облачены в наряды древних русских воинов. Но, оказалось, что общих интересов у молодых людей гораздо больше. И главная их страсть – это физическая мощь.

- Пару лет назад переехал в Улан-Удэ по работе. Сам я из Новокузнецка,- рассказывает Василий Лихачев. - Там и зародился, кстати, «Девятый вал». Тут встретил Сашу. И мы организовали местное подразделение силового шоу.  

В боевом арсенале почти неповторимых трюков дуэта удачно подобранные номера двух категорий «очень сложно» и «сложно-невозможно»: от разорванных в мелкие клочья толстенных календарей, надувания грелок и завязанных в узел Сотского гвоздей, до вращения 20-килограммового бревна и разбивания кувалдой шлакоблоков на груди лежащего.

- Номера создаются по- разному, - говорят силачи из Бурятии. – Иногда какие-то интересные идеи подсматриваем у зарубежных коллег, простые номера пытаемся усложнить. А так все спонтанно.

- Сидим и понимаем, вдруг, что стало скучно жить и идем придумывать новые трюки, - смеется Александр.

Сейчас дуэт начал осваивать новый реквизит – доску с острыми гвоздями, изготовленную в единственном экземпляре специально для них.

- В итоге будущий номер будет выглядеть так: силач лежит на доске с острыми гвоздями и надувает грелку, а на него при этом встает девушка. Но, когда сумеем воплотить это в жизнь, пока трудно сказать. Мне все еще тяжело пролежать на этой доске с гвоздями даже минуту, - говорит Василий.

По словам молодых людей, чтобы освоить на приличном уровне один трюк нужно много времени. Иногда даже может понадобиться целый год, чтобы ввести в программу сверхсложный элемент. Поэтому программа их шоу не может меняться кардинально на каждом выступлении.

- Однако, объяснить это некоторым организатором выступлений и людям сложно. Никто не хочет понимать, что сначала элемент должен быть нами отточен до мельчайших деталей во избежание опасности получить травмы и ради безопасности самих зрителей. Все должно пройти через пот и наши ушибы. Например, недавно только начали разбивать черенки через шею. Долго не могли решиться. Когда ломаешь их на голове – это одно. А когда шея, то происходит ее сдавливание. И здесь нужно быть аккуратным, чтобы не повредить гортань. Попробовали первый раз – не смогли. Было безумно больно – свист в ушах, поднялось давление. Но раз взялись за это дело, то решили довести все до конца.  Поэтому мы можем сказать, что стараемся все-таки раз в два-три месяца изменять шоу и добавлять яркие элементы, не требующие силовых мега-затрат.

Между тем «артистами» себя Василий и Александр не считают.

-  Нам не хватает артистического мастерства, чтобы ярко презентовать свое шоу. Возможно, если бы мы решили выйти на новый уровень, то начали бы сотрудничать с режиссерами, худруками, которые бы поставили для нас номера, затягивающие публику, сделали бы из нас – артистов.

Тем не менее и сейчас выступление дуэта – настоящее искусство. Каждый элемент «декора» выступлений бурятских силачей имеет свое символическое значение, даже название силового шоу и… татуировки участников.

- Начнем с названия «Девятый вал» — распространённый в искусстве символ непреодолимой силы, основанный на поверье, что девятая волна во время шторма самая сильная и опасная, - говорит Василий. - А что касается татуировок на латинском и немецком языках, то, конечно, мы не делали их специально, хотя значения одного их них характерное «Или победа, или смерть».

- Выступаем мы в необычных костюмах: русских исторических традиционных рубахе - косоворотке и обуви 9-10 веков. Помнится, долго мы искали выкройки, - продолжает Александр. – Супруга Васи по этим найденным выкройкам сшила нам верх, а над обувью работал я. Почему мы уделили всему этому большое внимание? Потому, что каждый народ должен чтить свою культуру и продвигать ее в массы, тем более в современном мире в эпоху глобализации, когда это все отходит на второй план. Мы считаем, что наше выступление, упакованное в формат силового шоу в историческом контексте, помогает эту идеологию продвигать в народ.  Корни свои надо помнить!

Силачи относятся с большим вниманием ко всем нюансам выступлений, тщательно готовятся к ним, но даже, если их подготовка на высшем уровне, то подорвать их эмоциональный настрой могут зрители-скептики.

- Это те, кто уверен, что все, что мы делаем, это просто ШОУ. Некоторые кричат, что у нас грелки не те, черенки уже подпилены заранее, а гвозди и болты – пластмассовые. Или считают, что это такой «волшебный» трюк, когда, например, чтобы обратно развязать железный гвоздь нужно куда-то нажать. Хотя здесь хитрость одна – натренированные сухожилия рук, спососбные завязать и развязать железо. 

На вопрос, почему за этот период в силовом шоу не появился третий или четвертый участник, ребята заявили, что, возможно, из-за того, что люди боятся травм.

- Ведь все номера проходят через настоящие боль, синяки и растяжения. Молодые люди интересуются, но как зрители больше. Они восхищаются и на этом все, - говорит Александр. – А для того, чтобы выполнить какое-то упражнение, нужно через себя перешагнуть, подготовить себя психологически, а после выступлений ты чувствуешь себя так, будто тебя этим самым черенком сильно побили. Но адреналин сглаживает болевые ощущения.

Силачи также признались, что им достаточно часто задают один вопрос: «Зачем им это надо? Зачем так мучить себя?».  

- Мы считаем, что не существует физического предела, как и умственного самосовершенствования. Мы хотим понять и узнать, где та грань наших физических возможностей, через которую мы уже не сможем перешагнуть. Это интересно, потому что, если что-то физически невыполнимо сегодня, то может быть сделано уже завтра. Если кто-то сделал что-то невообразимое, это лишь говорит о том, что и ты можешь повторить и перегнать. Нами движет сейчас азарт.

Показывая перебитый, изодранный палец, Александр также отметил, что его мама перед каждой тренировкой или выступлением сильно волнуется и переживает.

- А другие родственники и супруга вроде бы уже относятся нейтрально. Как говорится, чем бы большое дитя не тешилось. Но иногда я с интересом рассматриваю фотографии с наших самых экстримальных номеров, где присутствовали жена или дети. Их лица выдают всю их тревогу.

С известным выражением «Сила есть, ума не надо» Александр и Василий категорически не согласны.

- Часто натыкаюсь в интернете на такое устойчивое сочетание слов, как «Мозги перешли в мышцы», - рассказывает Александр. - Но, давайте, все-таки вспомним, что для того, чтобы купить в тренажерный зал абонемент нужны деньги в кармане. Значит те, кто посещает спортзал, умеют их зарабатывать.  Это значит лишь то, что процент людей с мозгами в зале – большой. Таких гораздо больше, чем на улицах.  Да и совершенствовать себя физически не значит «подними больше, да кинь подальше».

- Мышечный рост прямо пропорционален умственному развитию, - поддерживает друга Василий.

Также дуэт признался, что их выступление заказывают на торжества не часто, как думают многие, несмотря на саморекламу в виде групп в разных соцсетях и ютуб канале.

- Наше силовое шоу – это все-таки специфический вид выступлений. А наш народ привык больше к танцам-пляскам-песням, - считают ребята. -  К тому же, иногда не все номера мы можем показывать из-за маленькой площади помещений. Например, крутить бревно. Есть риск, что может упасть и разрушить пол или даже покатиться к гостям.

Перерастет ли их хобби во что-то большее, молодые люди пока не знают.

-  Главное, что это дело не бросаем, поэтому посмотрим, что будет дальше. Загадывать не стоит, - резюмировали Александр и Василий.  

 

Сурана Ринчинова, «Республика»

Фото Сергея Тарасенко