С ветерком на чужой машине. Подводные камни автоаренды.

 
В Бурятии набирает обороты прокат авто. Но арендаторов могут поджидать неприятные сюрпризы. 
 
Прокат авто - абсолютно европейский сервис. Взять машину в Праге и оставить ее в Марселе - легче легкого, главное наличие прав и денег. Добралась услуга и до Улан-Удэ. В социальных сетях появилось несколько крупных пабликов, которые предлагают взять в аренду машину. Две тысячи рублей в сутки, 15 тыс рублей залога, права, паспорт - все что нужно для заключения договора. За эти деньги можно получить подержанный автомобиль эконом-класса. Не факт, что авто будет находится в идеальном состоянии, но при необходимости дальней поездки это выйдет явно дешевле чем такси, что особенно актуально летом.
 
Любителям комфортных поездок на кроссоверах или джипах придется выложить суммы покрупнее - 30 тысяч на залог и от 3000 тысяч за сутки аренды. При этом автомобиль предоставляется с полным баком бензина - вернуть его надо в таком же состоянии. Причем в этом ценовом диапазоне представлены машины буквально с салона. Шикарно, удобно, все как у людей. Но подводных камней, в отличии от той же Европы, в этом сервисе предостаточно.
 
 
В первую очередь залог. В странах, где данный сервис развит, чаще всего обходятся без всяких залогов. Машины обычно застрахованы на все случаи, а риски заложены в сумму аренды. Щекотливый вопрос, ведь залог могут не вернуть при любой и даже надуманной причине со стороны арендодателя. Так, например, возникает вопрос - кто должен удостоверить техническое состояние автомобиля? Наличие визуальных трещин и сколов можно зафиксировать в договоре аренды (если, конечно, владелец разрешит вносить правки в типовой договор). А как оценить состояние двигателя, ходовой части?
 
И ладно, если машина берется через официальную фирму, а не через знакомых. В кризис, когда продажи подержанных машин упали ниже некуда, редкий автовладелец побрезгует сдать своего железного коня в аренду. А сколько в этом бизнесе залоговых, «ломбардных» и прочих машин? Понятно, что официальные конторы - это всего лишь верхушка айсберга, для «солидных господ», которые могут себе позволить и залог и контрактом обезопасить, и если что, переместить споры в суд.  Большинству арендодателей «по знакомству» никакие залоги не нужны. И цены у них пониже - около тысячи рублей в сутки.  Вот только контингент специфичный, тот же самый, который дает деньги под проценты без справки НДФЛ, а потом интеллигентно взимает платежи с помощью бит и пистолетов. 
 
Житель Улан-Удэ Аркадий не так давно воспользовался арендованной машиной по подобной схеме. Старенький филдер ехал, но как - то очень тяжело. На жаре закипел радиатор, приходилось ехать с включенной печкой, это летом на жаре. Через два дня автомобиль был возвращён владельцам. А на следующий день в адрес мужчины посыпались обвинения. Мол, после его поездки случились проблемы с гидравликой и появился непонятный шум в моторе.
 
- При этом, когда машину возвращал никаких претензий не было, - говорит Аркадий. - Ребята решили из меня сделать лоха и повесить ремонт машины. Пришлось ехать на «стрелу», разбираться. Если бы был какой - то залог, мне бы его точно не вернули. Вообще, аренда машин у нас в зачаточном состоянии, это дорого, проблематично, можно напороться на мошенников и вымогателей. До уровня Европы нам еще жить и жить. 
 
И все-таки для тех кто решится взять дорогое, но чужое и на время, несколько советов от экспертов:
 
Внимательно прочтите договор. В нем обязательно должна быть указаны марка автомобиля, срок и условия аренды. Расспросите об ответственности, лежащей на вас в случае попадания в ДТП. Избегайте компаний, предлагающих оставить в залог паспорт — впрочем, как и любые документы, удостоверяющие личность. Это не только незаконно, но и указывает на низкий профессионализм работников.
 
Осмотрите автомобиль на наличие визуальных повреждений — сколов на краске, трещин и царапин. Все деффекты обязательно должны быть внесены в акт. Если состояние автомобиля вас не устраивает, лучше выбрать другой или вовсе отказаться от аренды машины в этой компании. Нелишним будет ознакомиться с отзывами в интернете, оставленными предыдущими клиентами выбранной вами компании. С осторожностью относитесь к отзывам, опубликованным на официальном сайте — как правило, они жестко модерируются.