Школьный тупик

 

Столица Бурятии оказалась не готова к росту своего населения.

 

Количество жителей Улан-Удэ в последние годы росло как на дрожжах, этому способствовала не только стихийная миграция из районов республики, но и положительная демография. Рост экономики за последние 6-7 лет и доступная ипотека спровоцировали строительный бум, которого столица не видела со времен советских пятилеток. За это время только официально улан-удэнцев стало больше почти на 100 тысяч человек, неофициальные же цифры могут быть в полтора, а то и в два раза больше.

Для города рост населения с одной стороны очень хорошо, больше людей, больше налогов в казну, растет оборот рынка недвижимости, различных товаров, услуг и т.д. Однако у этой тенденции есть и оборотная, не очень приятная сторона – нагрузка на социальную инфраструктуру, в первую очередь больницы, детские сады и школы.

Однако, эти проблемы городские власти рассматривали и продолжают рассматривать как досадные издержки экономического роста столицы.  Строительство школ в городе идет очень медленно, за последние 10 лет в Улан-Удэ с нуля была построена только одна – 65- ая школа.

В остальных случаях школы просто продолжали уплотнять, так как, в отличии от дошкольного образования, где вам могут отказать в виду отсутствия мест, школа обязана принять всех желающих, так как среднее образование гарантировано каждому гражданину Российской Федерации согласно Конституции.

В конце концов такая политика привела к тому, что в улан-удэнских школах и близлежаших пригородах появились третьи смены. В России такое встретишь не часто. В основном страдают ученики школ в тех районах, где наиболее интенсивно шло строительство жилья. Это Левый Берег, сотые кварталы и сороковые. Детишки  с левобережья обучаются в основном в двух школах: Солдатском и Сотниково. Именно они первыми перешли на трехсменный режим. Потом была очередь сотых кварталов.

Ситуацию с Левым Берегом еще хоть как – то понять можно, застройка индивидуальная, хаотичная, вне генеральных планов развития поселений, часто захватническая со стороны деревенских мигрантов. Предусмотреть школу там практически невозможно, особенно в условиях бездумной раздачи земель. Такая ситуция в принципе еще надолго исключает как бунт среди родителей, так и строительство новой школы.

Ситуация в сотых кварталах совершенно иная. Во – первых, потому, что район застраивался по инвестиционной программе, согласно стратегии развития города. Во – вторых, все жители официальные собственники, молодые семьи среднего достатка, люди с высшим образованием и престижной работой, большинство либо родились, либо давно живут в Улан-Удэ. Эти люди знают свои права и будут их отстаивать. Будь – то каждодневные пробки на узких улицах, которые мэрия так и не удосужилась расширить или отремонтировать даже тогда, когда население «кварталов» увеличилось вдвое, или отсутствие условий для обучения в школе своих детей.

Недавно вокруг 63- ей школы возник скандал. Он зрел давно, однако только в начале этого учебного сезона, когда за парты село больше 1300 детей при максимальной вместимости в 500, люди, как говорится, не выдержали.

Жители сотых кварталов обратились за помощью к депутату Народного Хурала Матвею Баданову, который курирует округ уже много лет и до недавнего времени являлся его коренным жителем. Люди спрашивают его, как же так получилось, что в районе с такими темпами строительства и продажи жилья, никто не предусмотрел новую школу или хотя бы расширение старой. Почему полторы тысячи детей должны учиться на 1,2 тысячи квадратных метрах.

Получается, что на каждого ученика приходится меньше квадратного метра площади. Это не просто не комфортно, но и опасно. В такой среде быстрее размножаются бактерии, легко можно подхватить заразу, а также пострадать физически. Узкие заполненные коридоры, старые лестницы, без травм в этой школе не обходится.

А что говорить про ноу – хау этой школы – пластиковые классы? Из-за нехватки помещений, углы коридоров, где есть окна, отгородили пластиковым профилем, в школе их называют аквариумами, места там едва хватает на 10 маленьких учеников, едва влезают самые маленькие парты. По словам детей, когда тепло, там еще можно находиться, можно открыть окно. Но зимой там быстро становится нечем дышать, кружится голова и потеют руки.

В 63 школе нет классов, где меньше 30 детей, а буквы доходят до «И». Часто детям приходится сидеть по трое за партой, предназначенной для двоих. Это, не говоря про третью смену, когда ученикам приходится возвращаться домой в районе 7-8 вечера.

Матвей Баданов знает ситуацию, он бывает в этой школе почти каждый день, тут расположена его общественная приемная. И он согласен с родителями, что так больше нельзя, нужно что – то срочно делать. И места для маневров, к сожалению, все меньше и меньше.

Согласно плану развития, утвержденному еще в 80- е годы прошлого века, школа должна была строиться неподалеку от здания, в котором сейчас учатся дети. А это здание предусматривалось для расположения детского сада. Но грянули 90-е и про школу забыли. Население округа на тот момент было немногочисленным, массовая стройка началась не раньше 2010 года. За это время на участке, выделенном под расширение школы, выросли коттеджи и таунхаусы. Как так получилось большой вопрос, на который мы все, наверное, знаем ответ.

Далее жилая застройка настолько плотно охватила школу, что о новом выделении земли речи не могло быть. Недорогие квартиры улетали как горячие пирожки, а у городских властей, которые щедро раздавали землю строителям, даже мысли не возникало о порочности такой практики, о том, что инфраструктурные перекосы дадут о себе знать уже совсем скоро. Наверное, было некогда, ведь на кону большие деньги.

В этом плане бизнес всегда оказывается прозорливее властей. О торговой инфраструктуре в плотно застроенном районе некоторые из них, например, Вадим Бредний, позаботились заранее. Сегодня магазин «Титан» в самом сердце квартала снабжает продуктами всех местных жителей и, наверное, имеет от этого неплохую прибыль.

И так получилось, что интересы бизнесмена Вадима Бредния напрямую столкнулись с интересами местных жителей, которые хотят добиться нормальных условий обучения для своих детей.

Здание, где находится магазин – двухэтажное, расположено в 20-30 метрах от территории школы. Бредний выкупил только первый этаж, второй площадью в 1,2 тысячи квадратных метров до сих пор находится в собственности у застройщика – компании «Бест Плюс». Второй этаж идеально подходит под офисы, однако, квартал является спальным и никакой деловой активности там не наблюдается. Единственная возможность продать этот актив  - привлечь государство. Тогда и возникло предложение отдать это помещение под несколько классов школы, чтобы разгрузить ее. «Бест Плюс» готов это сделать за 50 миллионов, бонусом сделав ремонт и купив необходимую мебель и оборудование. Предполагается, что помещение можно разделить на несколько просторных классов и добавить к ним современный конференц зал.

На что управление образования уперлось «рогами и копытами», делая круглые глаза, мол, не положено, мол, Роспотребнадзор никогда не даст разрешение, дети должны заниматься в школах с собственным двором и бассейном и т.д. Как – будто сейчас все это имеется в школе с трехсменным режимом, которую в свою очередь постоянно штрафует тот самый Роспотребнадзор.

Город выдвинул еще одну причину, подставив того же Бредния, между прочим, депутата горсовета и близкого друга мэра Александра Голкова, выставив существование его магазина единственным препятствием на пути счастливого школьного детства. В «Титане» продается алкоголь и табак, поэтому по закону там никакой школы не может быть. В свою очередь Вадим Бредний почему – то обиделся на Матвея Баданова, обвинив его в нечестной конкуренции (у Баданова имеется ритейлерский бизнес). Так все узнали, что Бредний не готов расстаться с 6-7% оборота, который приносят ему алкоголь и табак, даже ради детей. 

В унисон Бреднию начал говорить мэр Голков, возмущенный тем, что депутат округа Матвей Баданов, вынося проблему на всеобщее обсуждение, якобы пиарится перед выборами в Хурал 2018, до которых целых два года.

Ситуация получается комичная. Те, кто допустил острый дефицит школьных мест и бездумную застройку округа, сейчас в благородном возмущении. А тот, кто пытается донести до властей мнение простых жителей и как – то решить проблему, вдруг, становится персоной нон грата и объектом насмешек.

Эта история хорошо показывает неспособность городских властей оперативно и нестандартно решать проблемы. Как мантру в управлении образования рассказывают историю о том, как двигается проект школы в сотых кварталах, сперва на полторы тысячи мест, потом на тысячу, потом на 800. Но даже в таком варианте, при стоимости строительства в 1 млн на одно ученическое место, такие деньги Улан-Удэ еще долго не светят, лет 10 точно.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»