Тункинский эксперимент

 

О том, как коммунисты  повязали на Тунку «красный бантик» с молчаливого согласия республиканских властей.

 

Самый перспективный район Бурятии стал  еще одним, но пока все еще редким случаем, когда в исполнительную власть приходят коммунисты.  Про Новосибирск и Иркутск, наверное, не стоит напоминать. Как так получилось, тема неоднозначная. С одной стороны это фатум, просто стечение обстоятельств, которые позволили этому случиться. С другой, некоторые процессы носили управляемый характер, но управлять ими оказалось некому.  

В том, что результаты голосования в Тунке имеют прямое отношение к политическим процессам в республике, да и в стране в целом, никто не сомневался с самого начала. Главный вывод из произошедшего - условия игры поменялись кардинально, выборы стали другими или, скорее, вернулись  в то время, когда по кабакам Улан-Удэ ходили борцы в малиновых пиджаках. Все - таки в чем - то Кремль просчитался, когда решил перестать использовать административный ресурс. Самосознания граждан за те 20 лет доминирования «Единой России» и вертикали власти не прибавилось ни на йоту, а место административного ресурса, по закону природы, сразу занял ресурс денежный. Как это ни прискорбно, голос гражданина Российской Федерации с его согласия до сих пор можно купить за бутылку водки,  а должностные лица  за автомобиль бизнес - класса или небольшую квартиру, как в 90-е, на заре демократической юности России. 

Выборный шаблон был сломлен в тот момент, когда глава Бурятии Наговицын объявил, что не будет вмешиваться в выборы. Даже раньше, когда журналистов - провокаторов Дору Хамаганову и Аркадия Зарубина вообще пустили на порог конференц - зала в правительстве. Общественная легализация этих персонажей тоже очень яркий признак того, что игра принимает какой- то странный оборот. Но главным катализатором, конечно, стала негласная отмашка площади, включая не только исполнительную власть, но и правоохранительные органы, на юридический и прочий беспредел. 

Я ничего против демократии не имею, но, как показали выборы в Тунке, сегодня этот институт никого, кроме случайных людей с баблом у власти, нам предоставить, к сожалению, не может.  И вот с этим как - то надо учиться жить.  Что касается конкретно Тунки, то спонсоры выбранного главы Тункинского района Ивана Альхеева просто завалили пусть и перспективный, но бедный район деньгами. По предварительным подсчетам, на кампанию было потрачено не меньше 40 миллионов рублей, что почти дотягивает до цифр госдумовских кампаний. Большая часть этих денег ушла на подкуп членов УИКов, ТИКа, наблюдателей Сыренова, глав поселений и так далее. По слухам, председатели комиссий на избирательных участках получили от 100 тысяч в маленьких поселениях, например в Еловке, где зарегистрировано около 120 избирателей, до 1,5 миллионов на  больших участках в Кырене. Иначе объяснить тот беспредел, который творился в последние дни перед голосованием, невозможно.

Бюллетени гуляли по поселениям, люди голосовали у себя дома, дополнительные списки, например на участке «Солнечный» в Кырене, включали в себя  до 250 человек, при общем зарегистрированном количестве избирателей - 800.  На некоторых участках, например в селе Тунка, в течении последнего часа проголосовало около 500 человек, что физически невозможно, а значит был вброс. В общем, все как в лихих 90-х. И чем больше оппозиция кричала, в том числе на организованном митинге,  об использовании административного ресурса Сыреновым, о спаивании, подкупе и давлении, тем больше делала это сама. Почему кричала понятно, чтобы обеспечить себе медийное алиби. На подкуп членов ТИКа указывает их яростное нежелание пересчитывать бюллетени или хотя бы сравнить основной и дополнительный списки проголосовавших, чтобы исключить двойное голосование, всё - таки разрыв в 3 с лишним процента и многочисленные нарушения  - это повод задуматься. Огромные деньги были вброшены в акцию «День голосования», когда людей пачками подвозили к УИКам, а потом стройной шеренгой пропускали через магазины, где выдавали спиртное и продукты. Благо, половина розничной сети района принадлежит семье Альхеева, а вторая половина является его сторонниками. Все это дало ту беспрецедентную явку,  на некоторых участках близкую к 100%,  чего не бывает в природе.

При этом и Аламжи Сыренов и люди, стоящие за ним, ничего с этим поделать не могли. На кампанию Альхеева сбрасывался весь Иркутск, тункинцы же остались одни. Пусть среди них есть весьма обеспеченные люди,  до иркутян им очень далеко. Это во - первых. Во - вторых,  сторонники Сыренова недооценили силу денег. Нет, никто после заявления Наговицына не ставил на административный ресурс и на возможность перебить жажду денег бонусами от власти, однако, вера во вчерашних соратников, в единомышленников , в собственную команду и  в патриотизм людей перед иркутской угрозой, была высока.  Такой же была и горечь от поражения, обусловленного предательством в собственных рядах и низким самосознанием граждан.

Вот эта моральная неустойчивость сквозила во время всей кампании, рождая определенные парадоксы. Это забавно, но победу коммунистов в Тунке обеспечили некоторые единоросы. Например, Николай Васюткин, трудящийся на должности зама председателя КУИ города Улан-Удэ. Имея огромный опыт работы юристом на единоросовских кампаниях, Васюткин прекрасно знал «узкие» юридические места, присущие кандидатам от Едра, которые и были использованы в полной мере  в  судебных битвах, когда пытались снять Сыренова.  На войне,  а предвыборная кампания - это всегда война,  такие действия называются диверсией. Но в случае с Васюткиным, который был одним из юристов предвыборного штаба Александра Голкова в 2014 году и сегодня фактически работает на мэра, данный факт указывает на еще более интересные перспективы. Самое время затронуть роль сенатора Вячеслава Мархаева во всей этой истории, и стоит ли считать Тунку красным районом или надо подождать. 

Если исходить из соображения, что нет никаких партий, а есть просто люди и их интересы, ничего в Тунке экстраординарного не произошло, кто хитрее и богаче, того и тапки. Но в политике не бывает так  просто. Победа в Тунке Альхеева - это, в первую очередь, победа Мархаева.  Именно он «заводил» иркутские деньги  в Тунку, именно он, поправ закон о запрете агитации сенаторами РФ, делился своей репутацией и поддержкой с никому неизвестным предпринимателем. Ко всему прочему, Мархаев отправил из Улан-Удэ и Иркутска красный десант общим количеством под 100 человек, включая медийных звезд партии: Федора Бураева и Ксению Плеханову, которые обеспечили юридическую поддержку на избирательных участках. Являясь более опытными и подкованными наблюдателями, они полностью деморализовали как членов комиссий, так и наблюдателей Сыренова, которые еще не были куплены.

В отличии от того же Наговицына, Мархаев не осторожничал, идя напролом. И тут возникает вопрос, а зачем ему Тунка?  Есть предположение, что таким образом КПРФ провела генеральную репетицию перед выборами в Госдуму или выборами главы, но это весьма сомнительно. Можно «сблатовать» иркутских красных олигархов потратить миллион другой и вложиться в тункинскую дачу, но для покупки региона нужно не меньше миллиарда рублей. Если бизнес - губернатор Левченко по подсчетами экспертов потратил  около 700 миллионов на свою собственную кампанию, то с какой стати он даст миллиард Мархаеву? Да и зачем?  К сожалению, Тунка, которую они уже купили, была самым интересным активом республики, больше здесь в этом плане ловить нечего.  Возможно, Мархаев хочет запустить протестную волну,  как в Иркутске, когда после объявления второго тура голосования некоторые граждане вдохновились, увидели, что «наши побеждают» и выразили протест. Следующим должен быть Кабанск в конце февраля, но, это тоже вряд ли. Тунка хоть и особое местно, но вряд ли способна запустить волну там, где нет подходящей почвы. Мизерный отрыв Альхеева от Сыренова  не говорит о протестном голосовании,  протест - это не меньше 15-20%, три же процента - это только технология. Причем это в самом горячем месте Бурятии. Есть еще вариант переворота с использованием и подкупом тех же единоросов,  включая Голкова, но все это опять же упирается в пресловутый миллиард, которого в Бурятии точно ни у кого нет.

Получается, что Тунка для Мархаева стала еще одним нелогичным поступком в череде многих с претензией на что - то большее.  Ситуацию усугубляет и открытое противостояние в БРО КПРФ, которое вскрылось в Тунке. Группа именитых коммунистов  республики выступила против выдвижения Альхеева от партии, и пленум в районе закончился ничем. Несмотря на это, Мархаев продолжал его поддерживать от имени партии, не имея на то никаких оснований. В итоге фигура Альхеева сегодня противоречива донельзя. Самовыдвиженец - единорос, которого поддержали коммунисты.  Повязали на Тунку красный бантик или нет? С одной стороны У Альхеева есть место для маневров. Если он будет достаточно умен, он сможет угодить и Мархаеву и Наговицыну. Если нет, то в одном случае он пошлет правительство, которое уже спешит ему на помощь, и обратится в сторону красного Иркутска, в другом - присягнет на верность республике. При первом варианте развития событий он быстро приведет Тунку в тупик,  и дальше ему разбираться с собственным горячим населением, при втором, кинуть Мархаева, значит кинуть иркутян на бабки, а это может закончиться на дне Иркута, например. Поэтому работа Альхееву предстоит непростая. Как бы он сам об этой авантюре не пожалел. 

Евгения Балтатарова, «Республика»