Закрыли от греха подальше?

 
“Централке” стали известны настоящие причины закрытия Музея природы Бурятии.

 

По данным источников газеты, возле скандального здания музея скоро начнется масштабное строительство. Проект предполагает особую конструкцию фундамента на сваях, которые начнут забивать в ближайшее время. По словам специалистов, старое здание музея просто не выдержит такой нагрузки и может обрушится.

Поспешное решение

Напомним, что недавно общественность города была поставлена перед фактом - единственный музей природы в Сибири и на Дальнем Востоке, лицо города Улан-Удэ будет закрыт на ремонт, а потом и вовсе переедет в другое место. Такое решение было вынесено на совещании у зампреда по социальному развитию Владимира Матханова 24 марта. Сведения из протокола совещания просочились в СМИ.

“Памятник федерального значения в Улан-Удэ, в котором расположены театр кукол «Ульгэр» и музей Природы Бурятии будет закрыт для посещения. Сюда запретят вход даже сотрудникам культурных учреждений. Вместе с тем на сегодня доступ в разрушающееся историческое здание запрещен только посетителям музея природы. Театр кукол «Ульгэр», имеющий отдельный вход, продолжает функционировать, хотя, по мнению специалистов, те самые фермы, износ которых констатировало инженерное изыскание, расположены аккурат в границах смотрового зала театра”, - сообщил “МК в Бурятии”.

Согласно протоколу, проблемы с устойчивостью здания памятника федерального значения «Дом общественного собрания» стали фиксироваться с 2002 года. С тех пор памятник истории проверяли на предмет безопасности еще три раза. Последний – в декабре 2016 года, когда и было установлено аварийное состояние двух ферм, означающее, что здание может частично обрушиться в любой момент. И его дальнейшая эксплуатация небезопасна.

Фактически, такой вердикт вынес и рекомендовал закрыть здание комитет по охране памятников культурного наследия под руководством Ирины Петровой, однако шквал негодования почему- то вылился на министерство культуры. Общественники даже предложили министру Тимуру Цыбикову подать в отставку за закрытие Музея природы в Год экологии.

Скандал получился громким не только потому, что музей уникален. Действительно, сейчас там хранятся редкие экспонаты -  ископаемые кости древних животных, возрастом от 3,5 миллиона лет до 10 тысяч лет, останки костей динозавров мезозойского периода (100–120 миллионов лет). Есть чучела редких краснокнижных животных и птиц, таких как черный журавль, дрофа, амурский тигр, лошадь Пржевальского, а также гербарий лекарственных трав 1930-х годов и многое другое. Все это сегодня необходимо вывезти из музея и при этом умудрится не испортить и не потерять ценные экспонаты.

Однако, возмущение горожан вызвала больше поспешность принятого решения, ведь никто ранее не поднимал вопрос об аварийности здания на таком уровне, а закрытие музея обсудили в узком кругу чиновников без привлечения общественности.

Скандал федерального значения

Министерству культуры пришлось держать удар, созывая пресс- конференции, комментируя и предлагая пути выхода из сложившейся ситуации. Остальные заинтересованные ведомства - комитет по охране памятников культуры и министерство имущественных отношений продолжали хранить молчание. Эффект неопределенности по - прежнему заставлял общественность нервничать.

Возмущение достигло такого накала, что вмешаться пришлось врио главы республики Алексею Цыденову, который потребовал найти Музею природы Бурятии здание до наступления лета.

Правительством Бурятии в срочном порядке были  выделены средства на разработку проектной документации и ее историко-культурную экспертизу для первоочередных противоаварийных работ в сумме 606 тысяч рублей.

Однако, такие меры по мнению экологов, не достаточны. Известная общественница Наталья Тумуреева инициировала петицию в адрес президента Путина на сайте change.org, в которой потребовала оставить музей на прежнем месте, так как нынешнее выселение, по ее мнению, никак не связано с аварийным состоянием здания.

- Музей находится в центре города и место, которое занимает музей, лакомый кусочек для любого Торгового центра, - уверена она и еще несколько сотен подписавших петицию пользователей.

В одном из интервью Наталья также сообщила, что после ремонта необходимо вернуть музей природы Бурятии на свой законный адрес.

- Потому что всё-таки он там находится с 1983 года, и все его знают. И потом, когда к нам приезжают какие-то гости, мы всегда приводим их в музей природы. Показываем наш Арбат, показываем театр «Ульгэр», который у нас единственный тоже находится в центре.  И вот еще у нас есть музей природы: туда приезжает много различных других выставок, туда очень удобно добираться. На данный момент просто не понятно, куда музей переедет. Если бы мне сказали, что здание аварийное, но мы нашли другое здание или заново построили где-то в другом месте, и там будет располагаться этот музей, то, может быть, такой реакции и не последовало бы.  У меня, как у местного жителя, возникает вопрос, как это вообще так получилось. Мало того, что эта ситуация нигде не освещалась, еще и получилось все резко очень, как снег на голову. Нам ведь никто об этом не говорил, - сказала Наталья.

Лакомый кусок

В итоге Наталья оказалась права. У внезапного закрытия Музея природы Бурятии существуют скрытые причины, но несколько другие, чем просто захват здания предприимчивыми гражданами. Дело в том, что на смежном участке между зданием музея, театра кукол Ульгэр и администрацией Советского района площадью 3,5 тысяч квадратных метров скоро начнется строительство, предположительно, торгового центра. Учитывая действительно аварийное состояние здания, можно предположить, что, как только рабочие начнут делать фундамент, оно просто разрушится. Именно поэтому заинтересованным лицам сегодня необходимо не просто начать реконструкцию, но и опустошить здание. Иначе, если что - то из экспонатов или, не дай бог, посетителей, среди которых много детей, пострадает от стройки, расследование может привести к весьма любопытным выводам.

На эту мысль наталкивает также и тот факт, что речь в протоколе совещания у Владимира Матханова от 24 сентября идет не только о Музее природы Бурятии, но обо всем здании, вместе с помещениями театра кукол Ульгэр, который в данной ситуации находится в несколько странном положении, так как, в какой - то момент власти, пытаясь перевести стрелки, заявили, что Ульгэр станет единоличным собственником помещения. На самом деле кукольный театр такой же “выселенец” как и музей. И вот почему.

Согласно данным Росреестра, участок с кадастровым номером 03:24:011206:306 был учтен и зарегистрирован под строительство многофункционального комплекса “Дом молодежи” несколько лет назад. До 2011 года он находился в аренде у некоего Романа Посаженникова, очевидно, являющегося бизнес - партнером владельца сети магазинов “Крона”, развлекательного комплекса “Метро” и т.д. Владимира Ертуханова. Согласно данным налоговой службы, Посаженников и Ертуханов имеют несколько совместных предприятий.

Договор аренды участка был с правом последующего выкупа. О его статусе сегодня ничего не известно, чудесным образом Росреестр такими сведениями не обладает. Однако, по слухам, участок все еще находится в ведении этой бизнес - группы и в ее планах скорейшее его освоение. Учитывая направленность бизнеса господина Ертуханова, наивно предполагать, что там действительно появится “Дом молодежи”. Об этом проекте упоминалось еще в потаповские времена, в 2002 году молодежи обещали построить образовательный и бизнес центр, был даже подготовлен проект, однако о нем быстро забыли.

- В последний раз я слышал о “Доме Молодежи” в 2008 году, когда в Бурятию приехал Вячеслав Наговицын, - вспоминает заместитель председателя комитета по социальной и молодежной политике администрации Улан-Удэ Эрдэни Дымчиков.

С тех пор вопрос строительства этого объекта на уровне правительства не поднимался. Тем временем, администрацией города совместно с меценатом и предпринимателем Львом Асалхановым был организован центр поддержки молодежных инициатив на базе ТРЦ “Capital Mall”, который можно назвать “Домом Молодежи”.  Проект курирует Эрдэни Дымчиков.

Тем временем, очевидно, чтобы “узаконить” решение комиссии при зампреде Матханове, в музей природы Бурятии “заходит” прокурорская проверка. Прокуратура должна проверить “исполнение законодательства при эксплуатации объекта культурного наследия федерального значения, установление возможности его использования для размещения организаций с массовым пребыванием граждан”.

 

Жаргал Будаев, «Центральная газета»