Ореховое рабство

 

Бум на дикоросы в Закамне породил странные взаимоотношения местных жителей и гастарбайтеров из соседних регионов. У приезжих работников отбирают паспорта и морят их голодом.

 

Раз в несколько лет тайга дарит богатый урожай кедрового ореха. Безработные, и даже работающие, взяв отпуск, устремляются в тайгу. Ведь на добыче ореха можно неплохо заработать.

В Закаменском районе богатый урожай выдался в селе Михайловка. Добывают орех не только сами сельчане, съезжаются в местную тайгу со всей Бурятии и соседних регионов. Те, у кого есть деньги, собирают орех на квадроциклах, строят домики в тайге. 

В отличии от прошлого года, скупщики нынче хорошо покупают нечищенный орех в шишках. Новая возможность потянула в тайгу всех, в том числе и женщин. Семейный бизнес дал возможность многим закрыть прорехи в бюджете,  закрыть кредиты и другие долги, что-то приобрести. Некоторые даже купили автотранспорт. Но были и такие, что большую часть заработанных тяжелым трудом денег, элементарно пропивали.

Местные жители рассказывают и о вопиющих случаях, которые породил ореховый клондайк - рабство.  Один предприимчивый уроженец района, живущий ныне в Улан-Удэ, «забил» себе деляны, построил два домика и привез туда около сорока человек, желающих заработать. Якобы обещал им по 250 рублей с мешка и бесплатное питание.

Однако жизнь приехавших в незнакомую тайгу за быстрым заработком оказалась настоящим кошмаром. Сначала работодатель отобрал у них паспорта. Жили они впроголодь. Как рассказывали закаменские  “рабы” местным жителям, обращение к ним было соответствующее. Скудное питание - на каждый день им выдавали по несколько кусков хлеба, горячего они почти не видели. Были, видимо, и случаи рукоприкладства. Оказавшись в рабстве, многие пытались бежать. Спасались, как могли. Знакомились с другими орешниками, которые их подкармливали. Спускались с тайги к фермерам, те тоже подкармливали их.

Оказались обманутыми даже три тувинца. Голодных и грязных их нашел местный житель у одного из магазинов.

- Они были настолько голодны, что по первой тарелке супа они съели на одном дыхании. Ничего не соображая. Я им говорю: ребята ешьте помаленьку, никто у вас не отберет еду, за вами никто не гонится. Но они даже не слышали меня, жадно поглощая еду. Добавку они уже ели потише, с чувством и расстановкой. Поздно вечером за ними приехали родственники из Улан-Удэ, и ребята отправились домой. Без копейки денег.

В общем, как сложился бизнес у предприимчивого бизнесмена, неизвестно. Много ли он заработал на рабском труде? Чужие деньги считать вещь неблагодарная. Но, как поговаривают местные жители, он попал в аварию. Если это действительно так, видимо, есть все-таки таежная справедливость. Не одобрили местные хангаи (духи) такого промысла, поговаривают в селе.

Тем временем местные власти и правоохранительные органы смотрят на новое увлечение своих сограждан спокойно, ну взял в рабство несколько десятков людей, ну и что?

 

Наталья Долинова, «Центральная газета»