Регион экзотических инвестиций

 
Орхидеи и пляжные зонтики, байкальская вода в бутылках, палочки для суши, отделочная плитка из кедровых шишек. Республика самостоятельно и  с помощью иностранных инвесторов продолжает нащупывать свой особенный путь в экономике. И чем дальше, тем экзотичнее. 
 
Недавно из сообщений СМИ стало известно, что в селе Брянск Кабанского района китайская компания «Activa» откроет производство пляжных зонтиков из переработанной древесины. А отходами производства будет отапливаться специальная теплица с орхидеями. Проект ориентирован на апрель этого года. В дальнейших планах компании – строительство современного придорожного комплекса, включающего стоянку, автозаправочную станцию, а также гостиницы и зоны отдыха. Сейчас сумма инвестиций составляет около 100 млн рублей, создано 15 рабочих мест, на которых  задействованы местные жители села. Всего объем инвестиций по обоим проектам составляет 1 млрд рублей. Планируется создать 150 рабочих мест. Правительство Бурятии также  пообещало поддержку. 
 
«Мы инвестируем в Бурятию собственные средства. В отличие от некоторых других бизнесменов, наша компания готова развивать здесь производство, для этого приобретаем производственные базы, оборудование», - рассказал генеральный директор предприятий Лай Нань Хун. 
 
Как пойдет дело с пляжными зонтиками и орхидеями в суровой Бурятии покажет время. До сих пор непонятно, почему китайцы решили заняться здесь таким необычным бизнесом, тогда как традиционно интересующие бизнесменов из Поднебесной отрасли сугубо сырьевые - лес и нефрит.
 
Стоит напомнить, что такое происходит не в первый раз. В СМИ то и дело появляется информация о необычных инвестициях. К сожалению, практически все проекты заканчивались,  так и не успев начаться. 
 
Около трех лет назад в Бичурском районе планировалось запустить русско-японское производство палочек для суши. С японской стороны выступил гражданин Японии Обате Хироси, который взял на себя расходы по закупке оборудования, а также предоставил технологию производства. Главным учредителем с российской стороны, а также генеральным директором совместного предприятия стал некий уроженец Кяхтинского района Будажап Цоктоев. 
 
Предприятие планировало выпускать по пять тысяч пар палочек в день, а это примерно 1500 кубов в месяц круглого леса, в основном ель, осина и береза. Завод по производству палочек обеспечивал около 30 рабочих мест. Работать предприятие  ООО «Бичура ЭС-Ю-Интернешнл»  стало достаточно бодро и даже успело  отправить на китайский рынок несколько партий. Но уже в 2014 году, то есть не просуществовав и года, прекратило свою деятельность. В 2016 - ом ООО было обанкрочено по иску налоговой, задолженность перед органом составила порядка 3 миллионов рублей. Директор производства скрылся и до сих пор о нем ничего не известно. Правительство Бурятии хотело выступить соучредителем компании, но не успело. 
 
Несколько лет назад в Заиграевском районе была открыта кроличья ферма. Об этом очень много писали и говорили, пророча крестьянско - фермерскому хозяйству “Зубакова” прекрасное будущее. Предприятие планировало даже выйти на рынок Сибирского Федерального Округа с мясом индейки и кролика. Сегодня же КФХ не производит ничего, ни яйца, ни мяса. На эту продукцию просто не нашлось покупателей. Уж слишком экзотично для местного желудка. 
 
Малое инновационное предприятие на базе ВСГУТУ “Байкал - ЭкоПродукт” разработало технологию превращения кедровых шишек в отделочную плитку. Тоже достаточно нетривиальный бизнес, который поддержало государство. Идея проекта появилась несколько лет назад, однако, первый договор компания получила только в конце прошлого года. Уникальной экологической плиткой будет отделан один из известных в Улан-Удэ спа - салонов. Как пойдут дела у инноваторов дальше, опять же, покажет время. 
 
Сыроварню на дому открыла жительница Бурятии Евгения Турчанинова пока сидела в декрете с дочерью. В условиях западных санкций с полок наших магазинов исчезли сыры премиум класса: моцарелла, бри, камамбер, рикотта и т.д. Улан-удэнка посчитала, что сможет заняться импортозамещением. Сначала продукт оценили родственники, потом женщина открыла группу в социальных сетях, пошли первые заказы, небольшие поставки в магазины. Но, по словам Евгении, развития нет. Бизнес еще жив, но топчется на месте. 
 
Такая вот получается интересная картина. Это, если не вспоминать провалившуюся попытку выращивать в республике круглогодичные огурцы или открытие завода по розливу байкальской воды в бутылках. Амбициозная огуречная теплица в Мухоршибирском районе сегодня находится под арестом, а о “Байкал - Экпорте” ничего не слышно с момента открытия летом прошлого года. Сюда же можно причислить и попытку сделать из южного побережья Байкала курорт премиум класса. С таким же успехом, например, можно работать с побережьем моря Лаптевых.
 
Бурятские реалии раз за разом доказывают, что экзотика тут не применима, однако желающих попробовать от этого меньше не становится. 
 
 
Мария Ханхунова, “Республика”