Как украсть миллиард

 
История о том, как на беде жителей Закаменска обогатился московский олигарх

 

20 лет назад закрылся Джидинский вольфрам-молибденовый комбинат и с тех пор на Закаменске лежит экологическое проклятье. Отходы фабрики, загрязненные шахтные воды из рудника содержат в себе огромное количество вредных веществ, которые через реку Джида попадают в Селенгу и дальше в Байкал. Это зона экологического бедствия, территория которая более 60 лет интенсивно загрязнялась. С 2002 года местная и республиканская власти разрабатывали программы по ликвидации последствий работы комбината, и в 2010 году наконец удалось достучаться до Москвы. Закаменск был включен в целевую программу по защите Байкала, в общей сложности федеральный бюджет выделил 1,5 млрд рублей.  

Спасти Закаменск

За период работы комбината образовалось 44,5 млн. тонн отходов (переработанная руда), складированных в двух хранилищах. Особую опасность представляло первое хранилище, располагавшееся прямо в черте города. Исследования, проводимые в Закаменске выявили превышение всех допустимых норм по загрязнению металлами и солями подземных и поверхностных вод, донных отложений, воздуха, растений, продуктов питания. По некоторым токсичным  веществам предельно допустимые концентрации были превышены в десятки и сотни раз.

В 2007 году предприниматель Очир Жигжитов на втором хранилище, расположенном в двух километрах от города, начал  работы по добыче из отходов комбината ценных металлов - современные технологии позволяют извлекать их больше. Расчет был на то что, зарабатывая на продаже металлов, предприниматель постепенно перевезет отходы из первого хранилища во второе, что позволит хотя бы частично решить накопившиеся проблемы.

Параллельно готовились программы по рекультивации загрязненных территорий. В планах был вывоз с территории города и захоронение отработанных «хвостов», строительство очистных сооружений на ручьях и реках, снос циклопических развалин, оставшихся после закрытия комбината и возврат земли в ее первоначальное состояние. Даже расселение некоторых жилых домов предусматривалось.

В апреле 2010 года Вячеслав Наговицын обратился к Владимиру Путину с просьбой обязательно включить мероприятия по ликвидации отходов в программу по защите Байкала. Путин просьбу поддержал и дал соответствующее распоряжение министру природы России Юрию Трутневу.  Сумма, которую планировалось направить в Закаменск до 2020 года равнялась 3 млрд. рублей. Тогда казалось что скоро на месте зоны экологического бедствия будет стоять город-сад.

Буря в Закаменске

В 2011 году в Бурятию пришли первые деньги для Закаменска, и министерство природы республики объявило конкурс по поиску подрядчика для осуществления рекультивационных работ. Тогда и появилось в этой истории новое действующее лицо: Ахмет Паланкоев президент компании «Группа Акрополь» и сенатор Совета Федерации от республики Ингушетия. Очир Жигжитов тихо уступил 90% акций своего предприятия Акрополю, после чего ЗАО «Закаменск» без проблем выиграло первые 500 млн. рублей.

В этот момент многим уже стало понятно, как именно будут вестись работы по ликвидации экологического бедствия в Закаменске. Первое хвостохранилище начали энергично перевозить, причем совершенно не заботясь о жителях города. Закаменцы вспоминают что из-за пыли (содержащей между прочим почти всю таблицу Менделеева) поднимающейся от работающих экскаваторов и грузовиков порой невозможно было разглядеть небо. Предусмотренное контрактом обязательное смачивание разрабатываемых песков и дорог не производилось. Местное население и экологи начали бунтовать — такая ликвидация последствий явно приносила больше вреда чем пользы.

Однако власти призывали потерпеть, и всячески убеждали людей, что скоро на месте бывшего хранилища отходов будет чистейшая природа. Например, мэр Закаменска в интервью телеканалу Аригус сообщал следующее: «Весной будет произведен засев этого плодородного слоя этих площадей травой, кустарником. Более того, после вывоза этих песков на поверхность земли вышли 5 чистейших ключей. Взяты анализы – чистейшая вода, поэтому руководством ЗАО «Закаменск» даже были предложены проведения таких работ, как обустройство искусственных водоемов. Первый водоем – это зона отдыха, и второй – для разведения рыб».

Спустя некоторое время первое хранилище отходов было полностью перевезено и народ понемногу успокоился. Между тем, за поднявшейся пылью незамеченным остался такой факт — вывозя за государственный счет отходы к себе на обогатительную фабрику ЗАО «Закаменск» заработало миллионы долларов.

Дело пошло

С 2012 года, согласно данным таможни, ЗАО «Закаменск» отгрузило за рубеж свыше 4 тысяч тонн вольфрамового концентрата на сумму почти в 40 млн. долларов (примерно 1,5 млрд. рублей). География поставок обширна — сырье отгружают в Южную Корею, Японию, Германию, Голландию. Не меньшее количество концентрата вольфрама было отгружено и отечественным покупателям. С учетом того что сырье для обогатительной фабрики у компании бесплатное, а за его доставку вообще платило государство — это очень и очень выгодный бизнес.

А что же стало с Закаменском? После 2011 года государство исправно продолжало финансировать «ликвидационные» мероприятия. До 2016 года ЗАО «Закаменск» получило еще свыше 1 млрд. рублей по 5 государственным контрактам. Каждый из них предусматривал вывоз отходов (которые уже итак были вывезены) и рекультивацию земли на бывшем хранилище отходов.

Самое удивительное, что во всех этих контрактах не предусматривалось например строительство очистных сооружений (то есть загрязненные шахтные воды как текли так и текут по ручьям и рекам). На каком этапе из программы исчезла эта важная часть — сказать сложно.

Из всего обещанного предусматривалось лишь рекультивация земли, высадка травы и деревьев на бывшем хранилище отходов. Причем везде в контрактах предусматривался двухгодичный контроль — после засеивания травой и высадки деревьев растительность должна была прижиться. В ином случае предполагалось повторное засеивание. Как показало время растительность практически не прижилась. Никакой травы нет и в помине, а большая часть саженцев засохла.

Где посадки

Работа по ликвидации экологического бедствия в Закаменске не раз подвергалась проверкам. Но не смотря на очевидную фиктивность всей этой деятельности злоупотреблений было выявлено не так уж и много. В 2015 году Счетная палата РФ выявила оплату фактически не выполненных работ от Министерства природы в адрес ЗАО «Закаменск» на общую сумму 322,6 млн. рублей. Кроме того было выявлено завышение стоимости работ по перемещению техногенных песков и рекультивации земель.

В начале 2017 года в отношении заместителя министра природных ресурсов Бурятии Александра Лбова было возбуждено уголовное дело, а сам он был отправлен под арест. Одно из обвинений в его адрес заключается в злоупотреблениях при ликвидации последствий работы Джинского комбината. На многих документах в работе министерства природных ресурсов и ЗАО «Закаменск» стоят именно его подписи. Однако, понятно, что Лбов лишь исполнитель воли гораздо более влиятельных персон. Которые как ни в чем не бывало продолжают добывать вольфрам из отходов и деньги от государства («успешно» освоив деньги в Закаменске, они выиграли новый контракт на рекультивацию земель закрывшегося угольного разреза в Селенгинском районе сразу на 1,2 млрд рублей).

Кстати, второе хранилище отходов Джидинского комбината, где сейчас ведет работу по переработке ЗАО «Закаменск», само по себе тоже экологическая бомба. Около 40 млн тонн техногенного песка вывозить и захоранивать отсюда никто не собирается. После того как все ценное из песков будет извлечено, хранилище забросят, и оно веками будет загрязнять окрестные реки и в конечном счете Байкал.

 

Если вам понравился материал и вы хотите видеть такие вещи на “Республике» как можно чаще, поддержите наш проект финансово. Пожертвовать на независимую журналистику можно тут - #ПомогиРеспублике

 

Андрей Аносов, «Центральная газета»