Туристы не оправдали ожиданий Бурятии

 
Этим летом в республику хлынули небывалые ранее толпы туристов, однако, мало кто из них готов жить здесь на широкую ногу.
 

Корейские пенсионеры, китайские студенты, монгольские скотоводы оккупировали дешевые вещевые рынки Улан-Удэ и затрапезные буузные, главное дешево. Пафосные дорогие рестораны и кафе пусты, в дорогих бутиках не стоят очереди. Даже благополучные немцы и американцы сторонятся “пятизвездочных” бурятских отелей, предпочитая ночевать в хостеле или вовсе на вокзале или в аэропорту.

Нам казалось, что в Бурятию поедут очень богатые и немного сумасшедшие туристы, наевшиеся комфортом, жаждущие экстрима. Но все мечты и сомнения развеяло падение уровня жизни, хотя, казалось бы. куда еще ниже? Но именно ослабление рубля дает сегодняшний обманчивый эффект интереса к республике. Когда в стране, куда едешь, все дешевле в два раза, да еще и Байкал есть, тут  все сомнения просто отпадают.

При этом, мы десять лет строили Байкальскую гавань, в ожидании миллионеров, но не позаботились о действительно важной инфраструктуре для тех, у кого не так много денег, но кто действительно едет в Бурятию. Недорогие хостелы по 500 рублей в Улан-Удэ большая редкость. Номерной фонд в гостиницах у нас начинается от 1200 рублей. Да и найти их трудно, наши отели плохо представлены на международных сайтах поиска. В городе фактически нет общественного транспорта, к которому привыкли иностранцы, простого и понятного, со временем и схемой движения. В итоге иностранцы стараются ходить пешком, потому, что наши такси для них дороговаты, а таксисты не говорят даже по - английски. В столице и в туристических районах нет специальной полиции, которая может защитить или помочь решить вопрос. И многое многое, другое.

Перуанец Кай

Кай - буддист, приехал этим летом в Улан-Удэ из Перу. Кай рассказал «Централке» о том, почему он и большинство европейцев стремятся попасть в Бурятию и почему республика в маршруте заинтересованного туриста становится лишь проходной точкой, а не основной целью.

Каю 36 лет, 10 из которых он посвятил изучению буддийской медицины. Именно буддийской, а не Восточной, как принято ее называть в Бурятии. Он считает себя по-настоящему приверженцем буддизма и старается ежегодно выезжать в святые места мира, смотрит храмы, перенимает опыт международных лекарей и ищет соратников.

Акупунктура, хилерство и прочие вещи – это, по словам интуриста, главная фишка.

Сегодня в Европе очень популярны народные методы лечения, когда массажем, через пульс и прием трав человек буквально исцеляется. При всем этом важно, чтобы лекарь лечил людей и через молитву. Взаимообмен тела и души – это основное в данном ремесле.

Многие иностранные врачеватели приезжают в Тибет, Китай, Монголию и в Бурятию ради поклонения святым местам и наполнения жизненной энергией для дальнейшего лечения людей у себя на родине.

Вот и Кай решил в этом году впервые посетить далекую и совершенно незнакомую доселе республику в составе России. По его словам, несколько лет назад он перебрался жить в Париж, где открыл свою клинику буддийской медицины. Кроме того, он сам стал учителем буддийской философии: среди его студентов есть люди из разных стран, которые успешно применяют полученные знания в области лечения людей народными методами.

Дикий край

«Первое, что бросилось в глаза, это люди. Очень приветливые, улыбаются, особенно буряты. Я побывал в Иволгинском дацане и еще в двух в Улан-Удэ. Природа и храмы очень красивые. Но здесь я проездом, вчера прилетел, а завтра уже должен уехать в Монголию в Улан-Батор», - рассказал Кай .

Приехал иностранец в наши края налегке, в руках лишь пара рюкзаков с самым необходимым, длинные джинсовые шорты, обычная футболка и много буддийских амулетов на шее и запястье. В руках кнопочный одноразовый телефон для связи с проводниками. Кстати, путешествие это было организовано почти автостопом, а не через конкретную турфирму. Поэтому свой маршрут, расходы и прочие вещи перуанец распланировал самостоятельно, предварительно поискав информацию в интернете и списавших на туристических форумах с местными жителями.

План простой – приехать, сразу отправиться в Иволгинский дацан, затем в Улан-Удэ, перекусить где-нибудь, переночевать в хостеле и наутро уехать в Улан-Батор.

Но почти сразу же, как Кай оказался в Бурятии он столкнулся с неприятными неожиданностями.

«Здесь никто не говорит по-английски. Я выучил пару слов по-русски: здравствуйте, до свидания, спасибо, помогите. И все. Думал, что тут есть указатели на английском или какие-то памятки туристам. Но ничего нет. В аэропорту еле нашел человека, который на пальцах объяснил, как доехать до Иволгинкого дацана», - сказал Кай.

Это было одним из больших разочарований для иностранца. Ведь Бурятия на разных сайтах дает рекламу, привлекает иностранцев в свои края, но не предупреждает, что нужно с собой нанимать переводчика. Кроме того, иностранцу непросто в республике и устроиться в хостел. Так, Кай заранее договорился о приезде с некой Мариной, которая обещала его за умеренную плату разместить в комнате у себя в квартире. Но в день прилета, Марина не объявилась, как ее найти Кай не знал.

Сначала Кай попытался заказать такси на английском языке, что у него не вышло. Пришлось просить жестами прохожих, чтобы помогли. Он английскими буквами настрочил в телефоне адрес. Молодой человек, согласившийся помочь иностранцу вызвал такси, но, видимо, напутал адрес. Таксист, приехавший на вызов не знал английского языка. В итоге за большие деньги по счетчику таксист катал Кая по всей столице Бурятии почти 2 часа. Только, когда таксист попытался найти среди прохожих хоть кого-нибудь, владеющего английским, ситуация прояснилась.

Кай пожаловался, что Бурятия, хоть и притягательный, таинственный, но все-таки для европейца дикий край. Попытка устроиться на ночлег в дешевых хостелах тоже не увенчалась успехом из-за языкового барьера. Местные люди услышав иностранную речь только разводили руками: «мы ничего не понимаем, что тебе надо?».

Дорого и глупо

На вопрос «Централки», почему же Кай, вроде не бедствующий с виду человек, не отправился в нормальный отель или ресторан, он ответил, что сейчас так не принято. Оказывается, что для современного интуриста путешествие с рюкзаком в руке, в кроссовках и походной одежде – это самоцель всего путешествия.

«Сейчас все так путешествуют по миру. А у вас разве нет? Мы даже если есть деньги не снимаем дорогие отели, развлечения не покупаем. Самое интересное – это то, что ты можешь увидеть, пройдя по улицам пешком, пообщавшись с местными людьми. Мало тех, кто едет, чтобы отдыхать в комфорте. Это все и дома есть. Вот у меня большой дом, бассейн свой, сад. Красиво. Я люблю Париж и свою клинику. Но путешествую всегда вот так, чтобы были сюрпризы. Деньги стараюсь не тратить, потому что отдых – это не сорить деньгами, а получить впечатления», - объяснил Кай.

У Кая есть 16-летний сын, который тоже причисляет себя к буддистам и ежегодно ездит с паломниками по святым местам, ведет свой блог в интернете о путешествиях в разные уголки мира.

Пример Кая доказывает, что в Бурятии пока никак не затронут сегмент бюджетного туризма для иностранцев. И если сегодня большинство даже состоятельных людей, ищут приключений в дешевом путешествии, то тогда наша республика сильно проиграла.

Местное гостеприимство

Хорошей альтернативой необоснованно завышенным ценам в гостиницах и на турбазах становится приют дома у жителей Бурятии. Кстати, таких предложений на международных туристических сайтах очень много. Это называется каучсерфинг. Жители Улан-Удэ с удовольствием готовы пустить на ночлег и даже на несколько дней к себе незнакомого интуриста, путешествующего налегке. Причем турист не просто абсолютно бесплатно может жить дома у улан-удэнца, но и питаться бесплатно, если нет денег. Некоторые даже за свой счет на личном транспорте могут устроить экскурсию для иностранца по красотам Бурятии.

О том, для чего и кому это нужно «Централке» рассказала Аюна, горожанка которая уже три года занимается каучсерфингом и еще ни разу об этом не пожалела.

«Ко мне приезжают студенты из Франции, Германии. Недавно я познакомилась с девушкой из Сомали, она тоже собирается ехать. В своем доме на Левом берегу я с удовольствием даю им пожить. Есть у них деньги или нет, не важно. Мне интересно общаться с людьми из разных стран, узнавать о их жизни. Я учу языки таким способом. И потом каучсерфинг – это выгодно. Вот они у меня живут, я им город показываю, а потом я еду к ним и также у них живу. Все это дешевле и интереснее, чем через турфирму», - говорит Аюна.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»