А, что, если выборы завтра?

 
Эксперты считают, что бунт в БГУ - это репетиция перед выборами главы в 2017 году. Мы же пошли дальше и узнали,  есть ли шанс у Наговицына остаться на третий срок, равно как и шансы занять кресло главы у  некоторых бурятских политиков. 

Если  к 2017- ому году в законодательстве останется всё как есть, и выборы будут всенародными, то уже сейчас можно вычленить с десяток кандидатур наиболее подходящих на должность главы Бурятии. 

Вячеслав Наговицын

Сомнений в том, что действующий глава Бурятии будет баллотироваться на третий срок нет.  Против него, конечно, будет играть как возраст, так и время нахождения на посту,  через два года ему будет 61,  в должности руководителя региона почти десять лет.  Если взять региональную статистику по губернаторам, это  сегодня предельные сроки. Однако, в его пользу хорошие отношения с федеральным центром и с Фондом развития гражданского общества, кремлёвским агентством, которое  следит за рейтингами губернаторов. Это хорошо стало видно именно сейчас, когда фонд по первому зову пришёл на помощь Наговицыну, сразу после  первого протестного митинга БГУ на канале РБК вышла программа «Давыдов. Индекс», где глава отчитался о социально- экономическом положении региона. Напомним, что ведущий программы известный политолог Леонид Давыдов является председателем экспертного совета ФоРГО.  О том, что отношения с этим фондом очень важны для администрации Наговицына  показала бурная реакция  на предположение о платном участии в этой программе. А если бесплатно, то значит по какой - то другой причине, ведь без причины даже мухи не летают.  Наверное по той же причине, по которой рейтинг Наговицына в исследованиях ФоРГО стабильно на высоком месте несмотря  на  то, что последние два года у главы Бурятии идёт настоящая война с частью местных элит, а к началу 2015 и вовсе со всеми элитами

Если верить тем же исследованиям ФоРГО, на своём посту трудно удержаться  губернаторам- ставленникам Кремля, которые не смогли наладить отношения с местными, которые игнорируют критику ОНФ, которые не делают работы над ошибками и не стараются. На самом деле старание тут самый главный фактор, в каком бы бедственном положении не был регион, если губернатор старается, ему ставят баллы. Этим можно объяснить, например, место губернатора Новосибирской области, который находится на несколько пунктов ниже Наговицына. А наш глава очень старается, если регион находится на 75 месте по уровню жизни, но в 20-ке по уровню инвестиционной привлекательности, это о многом говорит.

Что касается возраста, Бурятия не тот регион, где нужен молодой начальник. Как показала практика, Кремль спокойно относится к старожилам именно в национальных республиках, сегодняшним руководителям Адыгеи и Дагестана, например, уже скоро будет по 70 лет. 

Ну и самая интересная часть - политический вес. Сегодня у Наговицына он очень высок, несмотря на выступления оппозиции. Во многом  благодаря грамотной политике освещения деятельности правительства. Администрация главы чётко следит за тем что пишут и снимают республиканские СМИ, по крайней мере с ключевыми игроками медийного рынка существуют очень крепкие  и доверительные связи. С другой стороны в копилке  Наговицына сегодня есть несколько  неприятных имиджевых проблем, которые оппозиция обязательно предъявит на выборах: бурятский язык, уголовные дела Манзанова и Сучкова, возможно, но с большой натяжкой  Валерия Доржиева, банкротство Байкалфарма, Макбура, продажа Амты, скандал с Раликом и т.д. Тем более, сегодня мы входим в затяжной  экономический кризис, который  может вылиться в какие угодно настроения к 2017 году. Насколько грамотно в этих условиях будет себя вести Наговицын, зависит его дальнейшая политическая судьба. 

Сенаторы

По статистике, главами регионов  нередко становятся сенаторы от этих же регионов, люди уважаемые и известные большинству жителей.  Сегодня в Бурятии два сенатора  - Арнольд Тулохонов и Александр Варфоломеев.  Люди медийные и весьма харизматичные.  

Арнольд Кириллович, например, выдающийся учёный, известный своими яркими выступлениями и особым мнением, ему, как никому из бурятских политиков, удаётся показывать язык власти, но при этом  сохранять с ней конструктивные отношения. В случае, если он будет баллотироваться на выборах главы, он несомненно найдёт свою аудиторию. Однако против него играет всё тот же возраст,  к моменту выборов ему будет 68. К тому же наш «железный Арни» имеет весьма неоднозначный  профессиональный багаж. Сегодня, конечно, он защитник Байкала, враг энергетиков, друг нерпы, омуля и баклана, однако не так давно Тулохонов в открытую выступал за разработку Жарчихинского месторождения молибдена московской компанией «Акрополь», в 50 километрах от Улан-Удэ.  Было ещё несколько проектов, которые Тулохонов как эколог не должен был поддерживать, но поддержал. Не будем вдаваться в подробности, но у независимых экологов к нему накопились вопросы. 

Для Александра Варфоломеева участие на выборах главы республики стало бы логичной ступенью в блестящей политической карьере. Видный единоросс, в меру скрытный, очень амбициозный и с недавнего времени очень богатый.  Судя по тому как Варфоломеев умеет строить отношения с могущественными людьми, к 2017 году он может накопить необходимый для выборов ресурс на федеральном уровне, и кто знает,  что из этого выйдет. В любом случае о Варфоломееве, как будущем главе Бурятии  в некоторых кругах говорят совершенно серьёзно. 

Депутаты Госдумы

Так получилось, что в нынешнем созыве Бурятию в Госдуме представляет сразу три депутата: Вячеслав Мархаев, Иринчей Матханов и Михаил Слипенчук.  Если не брать во внимание Мархаева, у которого, в силу отведённой ему политической роли, шансов практически нет, то, в принципе, следующим главой может стать один из двух. Такое часто бывает,  из Госдумы в главы региона. 

Иринчей Матханов сегодня практически не поддерживает скандал с БГУ, потому, что в отличии от Бато Семёнова, он  имеет серьёзные планы на 2017 год. В том, что он будет баллотироваться, сомнений нет. Однако, если выборы будут такими же как в Хурал в 2013 году, то  перспектив тут немного, да и репутационный  багаж у Матхановых в Бурятии слишком тяжёлый.  Другой вопрос, если  он пойдёт по пути своего друга и коллеги по СР  губернатора Забайкальского края Константина Ильковского и сможет  выторговать должность в Кремле.  Бизнесмен у руля, почему бы и нет? По таким же соображениям регион могут отдать  обладателю  18- ти миллиардного состояния ( в рублях) Михаилу Слипенчуку. Только вот вопрос, а надо ли это ему?

Пётр Носков

В последнее время главу администрации Наговицына многие называют преемником, который с большой долей вероятности может получить административный ресурс Кремля и выиграть выборы. Пётр Лукич ровесник Наговицына, местный,  амбициозный, хитрый, в принципе, сегодня практически вся политическая- выборная инфраструктура, начиная с глав республиканских ведомств и  заканчивая сельскими библиотекарями выстроена им. Чисто технически у него есть все шансы, а выборы, как говорится, выигрывает правильно подобранная техника. Одного нет у Носкова - харизмы и публичности.  Тем более к 2017 националистические настроения бурятской части населения будут только расти, а если опираться на опыт первых за многие годы прямых выборов главы региона в Якутии, то предпочтение могут отдать буряту просто потому, что он бурят. 

Александр Голков

Несмотря на все недостатки и ошибки, с которых начал свою работу  Александр Голков, мэра системаобразующего города республики со счетов скидывать нельзя. Тем более, что Голков сразу после выборов  вполне конкретно обозначил свои дальнейшие планы.  Однако сам мэр, вдохновлённый своей первой победой, наверное плохо понимает, что за него в общем - то проголосовало чуть больше тысячи человек на 6 округе и всё, остальное, как говориться, ресурс. Выборы же главы это совсем другое.  Кроме того, имиджа и медийной репутации хуже, чем у Голкова нет ни у одного публичного политика в Бурятии, а к 2017 году народ вконец может устать от сканадльного градоначальника.

Фоновые аутсайдеры

Бато Семёнов и Юлия Гыпылова- Жамбалова замыкают наш список десяти. Реальных шансов у них практически нет,  однако упомянуть их стоит.  Если говорить о репетиции выборов на основе происходящего в БГУ, то такими они будут с точки зрения Бато Семёнова, громкими и националистическими, с флагами Бурят- Монголии  и чтением стихов Есугея Сындунова  Однако, хоть картинка и впечатляет, реальной силы в ней мало. Федеральный центр никогда не  поддержит и не будет иметь никаких дел с открытыми националистами, конечно Семёнов на него и не рассчитывает, однако, если на протяжении почти 13 лет после  выборов  президента республики в 2002 году, ему  не удалось использовать внутренние ресурсы республики, то  и сейчас это вряд ли выстрелит. 

Юлия Гыпылова - Жамбалова. Несмотря на молодой возраст женщине - политику удалось сделать блестящую и очень быструю карьеру  внутри Едра, а теперь уже и во власти исполнительной. Вполне возможно, что она  будет баллотироваться  на выборах. Во - первых это красиво, когда среди кандидатов мужчин есть хотя бы одна женщина, во - вторых она бурятка, что сделает наш список десяти кристально толерантным 50 на 50. При том везении, которое преследует Юлию с самого начала политической карьеры, всё возможно.