Легендарная "Маяковка" в Улан-Удэ

 

В Бурятии впервые в гостях с гастролями Московский Академический театр им. Вл. Маяковского. В рамках общероссийской федеральной программы «Большие гастроли» столичный театр в течение четырех дней представит бурятскому зрителю шесть своих наиболее известных и востребованных постановок.  

 

На пресс-конференции, состоявшейся 15 июня в Русском Драматическом Театре им. Н. А. Бестужева, с журналистами встретились директор театра им. Маяковского Леонид Ошарин, художественный руководитель Миндаугас Карбаускис, писатель, драматург и режиссер Марюс Ивашкявичус, автор пьес «Изгнание» и «Русский роман». Конечно же, рассказать о своей деятельности согласились известные и любимые актеры театра и кино: Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Галина Беляева и Вячеслав Ковалев. Артисты рассказали об особенностях актерской профессии и своих впечатлениях от гастрольной деятельности. 

На встрече к ним присоединились директор русского Драмтеатра им. Н. А. Бестужева Петр Степанов и министр культуры Бурятии Соелма Дагаева. В своей речи министр выразила огромную благодарность столичному театру и Минкультуры России за уникальную возможность для всех жителей города наблюдать знаменитых актеров и великолепные постановки у себя дома, а также вручила букет роз Светлане Владимировне Немоляевой в знак благодарности за ее длинную и богатую яркими ролями творческую биографию. 

- Все это происходит благодаря большой программе, когда столичный театр приезжает в самые дальние уголки страны. Люди, которые не могут выехать в Москву для того, чтобы посмотреть спектакль, теперь имеют эту возможность. Когда мы обеспечиваем доступность для широкого массового зрителя, нашего искусства, театрального в том числе – это так прекрасно. 

Как известно, в рамках федеральной программы существуют несколько направлений, благодаря которым и бурятские театры имеют возможность съездить на гастроли в другие регионы, и даже страны, принять участие в межрегиональной программе обмена театров. В частности, Кукольный театр Ульгэр побывал в Монголии, запланированы гастроли в Якутию. Бурдрам собирается на выезд в Калмыкию, а Театр Русской Драмы ждет поездка в Тюмень. 

В рамках общения со СМИ директор Театра им. Маяковского Леонид Ошарин рассказал о постановках, а также выразил благодарность коллегам из Бурятии за радушный прием. 

- У нас больше 40 названий,  и те 6, которые мы привезли в Улан-Удэ, относятся к разным формам. Мы играем на трех площадках: большая сцена, средняя и малая сцена. Сегодня мы открываем гастроли спектаклем «Женитьба», который долгое время являлся визитной карточкой театра. Закрывать гастроли будем «Русским романом», который получил три награды «Золотая маска».  

Спектакль «Бешеные деньги» был поставлен к юбилею Светланы Владимировны Немоляевой в прошлом году, «Изгнание» (будет сыгран на сцене Бурятского академического театра драмы) в сезоне 2016-2017 номинировался в 7 номинациях на «Золотую маску», причем Вячеслав Ковалев, сыгравший в нем главную роль, стал лауреатом этой престижной театральной премии. Весьма любопытен спектакль «Человек, который принял жену за шляпу» в постановке Никиты Кобелева, в котором рассказывается о людях, пытающихся побороть в себе различные парадоксальные отклонения. Спектакль-эксперимент «Малыш и Кот» разработанный совместно с Бэби Лаб, рассчитан на детей от года до 3 лет.  

Одна из важных задач «Больших гастролей» – именно детские постановки, ни в одной другой программе детские спектакли не возятся, потому что, с точки зрения коммерческого проката, приглашения  в другие регионы, они не рентабельны. В рамках этого Театр им. Маяковского исполняет на гастролях либо «Мама-кот», либо «Малыш и Кот».  

- Идет спектакль 35 минут, потом дети в этих же декорациях выбегают на сцену и еще 30 минут играют. Декорации безопасны, и специально сделаны так, чтобы дети могли в  них играть. Ведь обычно им не разрешают даже ходить в пространстве театра, а у нас нет запретов. 

Во время спектакля  дети никак не ограничены. Малышам интересно все, им даже разрешается подходить к сцене, для этого там уложен специальный ковер для сидения. Таким образом, реализуется максимальная свобода, что подкупает и детей, и их родителей.  

- Надеемся, что наши спектакли запомнятся в Улан-Удэ, у нас он считается таким театральным городом, в этом смысле хорошо продвинутым, поэтому мы не переживаем, что все постановки будут  восприняты хорошо, и не будет пустых мест, - выразил свою уверенность Леонид Ошарин. 

Больше всего журналистам не терпелось узнать у знаменитых гостей, как им удается выдерживать многочасовые полеты, изнурительные поездки и сочетать их с плодотворной театральной деятельностью. Артисты приехали из соседней Читы за день до этого на поезде. 

Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева не стала скрывать, что гастроли даются ей нелегко, в частности, всегда трудно переносить авиаперелеты и связанные с ними разницы в часовых поясах. Поэтому, как призналась старожил театра им. Маяковского,  «артисты – это народ героический». 

  - Все справляются, никто не жалуется, не рыдает, - смеется Светлана Владимировна. - Мало того, играют спектакли, делают фотосессии, выезды. Мы были в Чите и ездили в музей, посвященный декабристам. Вчера только приехали, сразу - на Байкал. Край необычный, интересный.  Конечно, сюда приезжаем редко. В конце  60-х – начале 70-х годов у нас была поездка в Монголию, играли концерты для советской армии от нашего театра.  

Актриса была в наших сибирских краях проездом, но, тем не менее, сама дорога, красоты природы здешних мест ее поразили. Как и отношение читинского зрителя к театральному искусству. 

- Я надеюсь, что Улан-Удэ будет таким же гостеприимным, как и Чита. Там мы два раза сыграли «Бешеные деньги» и «Женитьбу», играли детский спектакль. Я  участвую и в том, и в другом, и прием был восхитительный, зрителей было очень много, все радушно и чудесно.  

Заслуженная артистка России Галина Беляева наиболее известна широкой публике главной ролью в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». Но не многие в курсе, что полюбившаяся актриса родом из соседнего Иркутска. Несмотря на то, что Галина Беляева еще в детстве переехала в Невинномысск, в раннем возрасте она часто приезжала на родину к бабушке.  

- Эти красоты меня всегда поражают, они мне очень близки по духу. Эти сопки, реки, озера, необыкновенная красота. Вот едем вчера в автобусе, и словно отдыхаешь душой, когда видишь эти красоты. Жизнь в Москве в этом плане тяжела, но так как наша профессия актерская, то Москва - это лучший город, где можно проявить свое мастерство. Конечно же, хотела бы добавить, что наша администрация заботится об актерах. Не всегда так бывает, что мы приехали, и сразу на спектакль. Нам дается день-два, ставят экскурсии. Все это очень интересно. Опять же гастроли - это возможность общаться друг с другом, потому что в театр мы приходим, отыграем спектакль и разбегаемся, а здесь можно что-то новое друг о друге узнать. Это всегда интересно, и это радость для нас.  

Самое тяжелое в долгих гастролях, полушутя признается Галина Викторовна,  это чемоданы.  

- Сейчас большие гастроли, и у нас большие чемоданы, с которыми переезжаем с места на место. Но, конечно, зрители, прием настолько воодушевляют, что хочется больше ездить, привозить людям спектаклей, потому что после них зрители стоя аплодируют, присылают нам смски с благодарностью, какие-то подарки делают, и это настолько трогательно, и ты понимаешь, как необходимо общаться со зрителями и приобщать людей к театру. Здорово, что люди любят театр, откликаются всей душой. Поэтому спасибо вам большое за теплый прием, за отношение и внимание к нам. Мы из-за всех сил будем стараться гастролировать больше.  

Художественный руководитель Миндаугас Карбаускис на вопрос журналистов о том, есть ли разница между столичной и провинциальной публикой, ответил, что у него самого такого разделения нет. 

- Мы привезли с нами Марюса Ивашкявичуса, автора пьес «Изгнание» и «Русский роман». Мы привезли самые серьезные спектакли, что у нас есть, самые современные, а Марюс – один из лучших авторов в Европе.  

- На самом деле, я не знаю, кто решает, что куда везти, - признается Марюс Ивашкявичус. - В наших первых гастролях был спектакль «Кант», он и для столичной публики немного сложноватый, но меня удивила реакция в Тыве, как его приняли. Великолепная реакция, все всё поняли, и мне кажется, что о том, чтобы отыгрывать как-то, учитывая, что это не столица, речь не идет вообще.   

Заслуженный артист РСФСР Игорь Костолевский присоединился к словам Марюса, отметив, что лично для него нет никакой разницы, где играть. 

- Все равно ты играешь на том уровне, ниже которого не можешь опуститься. У каждого из нас существует некий критерий, понимание ощущения профессии. Пришел зритель, купил билеты, заплатил деньги, поэтому ты обязан просто выйти и сделать максимум того, что можешь. Среди зрителей везде есть люди с сердцем и люди с душой, с совестью. Они всегда поймут любой, самый сложный спектакль, если он сделан талантливо, с каким-то очень важным и нужным посылом.   

Современный театр должен идти в ногу со временем, но, тем не менее, «Маяковка» остается классическим академическим театром, и его художественный руководитель старается придерживаться традиций и духа своих предшественников. 

- Мы честно делаем свое дело, стараемся быть общедоступным театром, не суживать аудиторию. Конечно же, экспериментируем, у нас много новых пьес, классических спектаклей. Стараемся, чтобы наш классический академический театр таким и оставался. Я считаю, что всему свое место и время.  В Москве около 150 театров, и там все в порядке с разнообразностью. Мы - большой театр, с несколькими залами, у нас большая аудитория, большой коллектив, и мы должны учитывать зрителя, широкую публику, потому что она приносит нам хлеб.  

Если мы уж очень будем экспериментировать, то они к нам не придут. Но у нас есть маленькая сцена, где мы с удовольствием экспериментируем. У нас есть замечательный спектакль «Человек, который принял жену за шляпу» по Оливеру Саксу, он модный, на него сразу раскупаются билеты, то же самое касается и «Изгнания».  

Своим видением понятия «экспериментирование» применительно к театральному творчеству поделилась и Светлана Немоляева. 

- Эксперименты и какие-то идеи всегда присутствуют. Театром руководит молодой человек, конечно, у него и молодые идеи. И боже упаси, подумать о том, что наш театр, который ставит много классики, множество замечательных, гениальных драматургов, подвержен архаике. В нашем театре архаики не было никогда. Наоборот, в советское время все люди прошлого века говорили, что Николай Охлопков (прим. главный режиссёр Московского Театра Революции с 1943 по 1967 гг., который ныне именуется театром им. Маяковского)  – это тот человек, которому подражать не надо. Учили во МХАТе или в Щепкинской школе, что нет-нет-нет, там условный театр, там какие-то новаторские идеи, а мы должны быть приверженцами классики, классического театра.  

Поэтому, по словам Светланы Владимировны, в театре им. Маяковского дух эксперимента, дух исканий витал всегда, и никто из тех, кто работал в нем, не боялся его. 

- Другое дело, что лично я, например, не воспринимаю, когда начинают переиначивать под себя автора, когда стараются крупнейшую драматургию   под себя подмять, себя выявить на этой почве. Любого автора, великого, интересного драматурга всегда можно воплотить со своим, новым взглядом, неожиданным для зрителей. В театре такой эксперимент бесконечно интересен всегда. Мне кажется, что наш театр вот такой.  

- У  нас очень большой репертуар, очень древняя история. Важно то, что Миндаугас старается сохранить эти традиции, и, задача театра, на мой взгляд, нести эстетику и духовность публике, - добавила Галина Беляева. - В нашем театре это есть. Можно экспериментировать сколько угодно, но это главное, как мне кажется, в наших спектаклях присутствует.  

Представители СМИ не упустили возможность спросить у мэтров отечественной сцены об их любимых спектаклях и постановках. 

- У меня есть мой спектакль-фаворит, который я очень люблю. Это «Таланты и поклонники» по Островскому. В первую нашу творческую встречу в театре Миндаугас подошел ко мне и сказал, что хочет со мной поставить спектакль, - рассказала Светлана Немоляева. -  Для меня это было счастье, мое спасение и очень большая радость. Я за это ему очень благодарна. После этого сыграла очень много, но «Талант и поклонники» - мой фаворит, может еще и потому, что там я боролась сама с собой.  

Как честно призналась прославленная актриса, за весь период служения актерской профессии она «обросла штампами», поэтому отказаться от старых актерских привычек ей было не просто.   

- У  меня была масса таких приспособлений, которые я любила, и которые мне очень дороги и близки. Когда мы начали работать, его основная задача была с меня все это содрать. А моя - или бороться с ним за мои прежние привычки, либо пойти у него на поводу. Я себе ставлю в плюс, что поборола себя и пошла за ним. Могу сказать, что Миндаугас работал со мной очень деликатно и очень хорошо. Поэтому у меня все это шло.  

Образ Домны Пантелеевны – бойкая, разбитная бабенка, таких характеров у Островского много. В общем, для меня не составляло особого труда воплотить именно такой образ, но я сделала другой, и очень рада тому, что раскрылся иной взгляд на образ, на персонажа, отличный от тех, которые существовали десятилетиями.  

«Таланты и поклонники» - это постановка с большим количеством сложных декораций, поэтому привести его задача трудная. Тем, не менее, актерскую игру Светланы Немоляевой бурятские зрители смогут лицезреть в двух спектаклях «Бешеные деньги» и «Женитьба». 

Сам процесс гастролей достаточно хлопотный и затратный. По словам директора театра им. Маяковского, для реквизита и декораций требуется 3 большие 13-метровые фуры, впрочем, иногда и этого не хватает. Транспортные расходы, когда выезжает практически полный состав, может достигать 10 млн. рублей, которые спонсируются министерством культуры РФ. За время существования федеральной программы «Большие гастроли» театр побывал в самых отдаленных точках нашей Родины: в Тыве, во Владивостоке, Хабаровске. 

Сам процесс сбора декораций, костюмов, реквизитов за кулисами театра, всеобщая суета, с этим связанная, по словам Галины Беляевой, представляет собой достаточно забавное и интересное зрелище.  

- Но эта наша жизнь, и мы к ней привыкли. На самом деле, очень интересно снять какой-нибудь документальный фильм о том, что происходит в это время за кулисами театра. 

Конечно же, журналисты не могли не поинтересоваться поездкой на Байкал. Столичные гости рассказали об удивительной красоте местной природы, а кое-кто даже не испугался окунуться в холодную воду озера. Согревались полотенцами на берегу, и, как пошутил Вячеслав Ковалев, кое-чем другим. После конференции запланировано еще одно мероприятие – посещение Иволгинского дацана. 

По окончании мероприятия директор русского драматического театра им. Н.А. Бестужева Петр Степанов вручил коллеге из Московского академического театра им. Маяковского хрустальное изделие с памятной гравировкой о гастролях в Улан-Удэ, полушутя выразив надежду при следующем визите в «Маяковку» увидеть его на самом видном месте. 

 

Антон Иршутов, «Республика»