Один к пяти

 
Административный ресурс против московских миллиардов. Какой будет предвыборная кампания в Госдуму, в политическом обзоре «Республики».

 

Медленно, но верно в Бурятии стартовала предвыборная кампания в Госдуму. И хотя о намерениях основных кандидатов было известно достаточно давно, предвыборные штабы долго не решались сделать первый ход. Кто - то ждал действий соперников, чтобы понять какой тон будет задан всей игре, кто - то до последнего решал вопросы с финансированием.

Первый ход сделал лидер бурятского ЛДПР Сергей Дорош. С выдвижением этого кандидата, как мы помним, связано сразу два момента: во - первых, это скандальная смена руководства БРО, во - вторых, тот факт, что Дорош является братом жены еще одного кандидата - действующего депутата Госдумы Михаила Слипенчука. В штабе Михаила Викторовича тему «Дорош - Слипенчук» комментируют неохотно, упоминая лишь, что политическая инициатива Сергея Дороша исходит только от него самого. Согласиться с этим трудно, так как до нынешних выборов, а Дорош баллотируется не только в Госдуму, но и в главы Кижингинского района, о политике с таким именем в Бурятии не знал никто. Кроме того, Дорош является коммерческим директором отеля «Мэргэн Батор», принадлежащего структурам Михаила Слипенчука. 

Так или иначе, первый камень в болото бурятских выборов кинул именно он, обратившись с жалобой в Центризбирком на то, что «Единая Россия» и ее кандидат в Госдуму Алдар Дамдинов готовятся к масштабному применению административного ресурса на нынешних выборах. В частности, Дорош заявил, что большая часть избирательных комиссий оказалась под контролем Алдара Дамдинова, так как члены избиркомов с правом решающего голоса часто являются работниками образования, то есть прямыми подчиненными министра образования Алдара Дамдинова. 

Странно, когда кампания начинается с самого «вкусного». Тему административного ресурса  в контексте Дамдинова поднимали еще весной, во время праймериз «Единой России». Иркутские коммунисты тогда озаботились тем, что учителей, якобы, заставляют голосовать за своего министра. При этом еще весной штаб Алдара Дамдинова отвечал на эти обвинения резонным объяснением - учителя и директора школ не подчиняются министерству образования, они находятся в ведении муниципалитетов. Министерство же, как оператор образования в регионе, лишь создает условия, внедряет образовательный стандарт, следит за качеством образования и т.д.  Поэтому Дамдинов, будучи министром образования Бурятии в течении последних восьми лет, не уволил ни одного директора или преподавателя, просто потому, что это не в его власти. Понятно, что эта тема рано или поздно всплыла бы в ходе подготовки к выборам, однако никто не ждал ее так скоро, да еще и с этой стороны. 

Логично предположить, что вскоре последует ответ в адрес Михаила Слипенчука, связанный с такими же очевидными и заезженными темами типа панамских офшоров и дела Бальзамовой. То есть с темами про деньги. А происхождение денег инвестиционных структур в ракурсе общественного мнения всегда будет сомнительным.

Насколько далеко зайдут основные соперники, а их имена уже понятны, во взаимных тычках и подколах покажет время. Пока оба штаба настроены на джентельменский лад и дуэль по правилам. Однако, и за Алдаром Дамдиновым и за Михаилом Слипенчуком, по словам инсайдеров, стоят одиозные фигуры, можно сказать ветераны выборных баталий. Так в штабе Михаила Викторовича, возможно, будет работать бывшая соратница почившего накануне выборов в Горсовет 2014 года Александра Толстоухова Инна Савченкова. Савченкова является одним из самых опытных политтехнологов Бурятии и в штаб к Слипенчуку попала не случайно. Нынешний лидер БРО «Партии Роста», от которой баллотируется Слипенчук, скандально известный предприниматель Сергей Иванов избрался в нынешний состав Горсовета именно благодаря Инне Савченковой, которая вела в той кампании не меньше десятка кандидатов под флагами «Справедливой России».  До цели при этом дошел только Иванов, но не суть важно. Штаб же Алдара Дамдинова ожидаемо дополнит Дашамолонова Ирина Очировна, также опытный политтехнолог, показавшая свою эффективность на многих выборах в Бурятии.  

Трудно сказать, кто победит в этой гонке. В общем и целом выборы в Госдуму скорее всего затмятся выборами локальными - глав районов, которые проходят в это же время. Для простого народа они ближе и понятней, чем выборы в парламент. Мало кто понимает, зачем нужны депутаты Госдумы и какие требования к ним предъявлять, в отличии от власти исполнительной - глав районов или республики. При этом стартовые условия соперников не равны. Как считают эксперты, на один рубль кампании Дамдинова нужно будет потратить не менее пяти рублей кампании Слипенчука. Связано это не с пресловутым административным ресурсом, который вменяют Дамдинову, но, скорее всего, с разницей в узнаваемости кандидатов. Именно это станет решающим фактором, который приведет одного из них к победе. Готов ли Михаил Слипенчук, при том, что кампания Дамдинова оценивается примерно в 30-40 млн. рублей, в кризисный год заплатить столь высокую цену и, самое главное, правильно распорядиться бюджетом, опять - таки, покажет время. Осталось недолго. 

В качестве заключения хотелось бы напомнить о главной подоплеке нынешних выборов в Госдуму. Не случись у депутата Слипенчука конфликта с главой Вячеславом Наговицыным, сегодня соперники были бы в одном штабе и боролись бы только против коммунистов. Психологически и идеологически это более приятное занятие, чем воевать между собой. И Алдар Дамдинов и Михаил Слипенчук были и остаются «системными» товарищами, но на разных уровнях этой самой системы. «Пчелы против меда» - так некоторые эксперты называют сложившуюся ситуацию на этих выборах. И она далеко не уникальна для России. Первые выборы в Госдуму по «володинскому сценарию» должны перетряхнуть элиты и столкнуть лбами бывших соратников, показав  реальных лидеров регионов, достойных представлять их в парламенте Российской Федерации. И это, наверное, не плохая идея.

 

Евгения Балтатарова, «Республика»