Долг предприятия в иностранной валюте увеличивается с каждым днём из-за дорожающих доллара и евро, однако, по мнению менеджмента завода, даже столько внушительная сумма не сможет поколебать компанию с многомиллиардным оборотом.
В арбитражных судах сегодня рассматривается сразу несколько исков, поданых ФАПРИД (Федеральное агентство по правововой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения) в отношении Улан-Удэнского Авиазавода. Федеральное агентство требует взыскать с завода несколько миллионов долларов в качестве задолженности, а также неустойку по условиям лицензионных соглашений, заключённых ещё в 2012 году. Два из трёх исков рассматриваются в арбитражном суде Москвы, один в Бурятии по ходатайству ответчика.
Не вдаваясь в долгие подробности, о ФАПРИДе можно сказать коротко - агентство стоит на страже интересов государства, его интеллектуальной собственности, в которую входят любые научно - технические разработки, произведённые в России. Созданный в конце 90-х, ФАПРИД должен был пресечь утечку за рубеж результатов работы государственных научно - исследовательских институтов, в том числе военного назначения. Сегодня агентство контролирует каждый винтик, каждый макет или чертёж, поставляемый на экспорт. Без согласия ФАПРИДа, ни одно, будь - то коммерческое, будь - то государственное предприятие, изготовляющее патентованную сложную техническую продукцию, не может работать с зарубежными клиентами. Уже более десяти лет в научной среде не утихают споры об эффективности ФАПРИДа, по мнению многих именитых учёных и производителей, работа федерального агентства, к сожалению, скатилась к чистой коммерции, навязыванию лицензионных соглашений, по которым участники экспортного рынка вынуждены отчислять до 5% стоимости контрактов.
Судя по всему задолженность улан-удэнского авиазавода сформировалась из-за разногласий в том, что может облагаться «интеллектуальным налогом», а что нет. Обычное дело, так как почти 90% судов с участием ФАПРИДа именно об этом. Официальная позиция бурятского предприятия примерно такова: завод иски не признаёт и свою позицию будет отстаивать в суде. К тому же, по словам источников на авиазаводе, с подобными разбирательствами компания сталкивается не в первый раз, и опыт прошлого оказался на их стороне, поэтому особого ажиотажа среди руководства не наблюдается.