С авиазавода пытаются взыскать более четырёх миллионов долларов

 
Долг предприятия в иностранной валюте увеличивается с каждым днём из-за дорожающих доллара и евро, однако, по мнению менеджмента завода, даже столько внушительная сумма не сможет поколебать компанию с многомиллиардным оборотом. 

В арбитражных судах  сегодня рассматривается сразу несколько исков, поданых ФАПРИД (Федеральное агентство по правововой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения) в отношении Улан-Удэнского Авиазавода.  Федеральное агентство требует взыскать  с завода несколько миллионов долларов в качестве задолженности, а также неустойку по условиям лицензионных  соглашений, заключённых ещё в 2012 году.  Два из трёх исков  рассматриваются в арбитражном суде Москвы, один в Бурятии по ходатайству ответчика. 

Не вдаваясь в долгие подробности, о ФАПРИДе можно сказать коротко - агентство стоит на страже интересов государства, его интеллектуальной собственности, в которую входят любые научно - технические  разработки, произведённые в России. Созданный в конце 90-х,  ФАПРИД должен был пресечь утечку за рубеж результатов работы  государственных научно - исследовательских институтов, в том числе военного назначения.  Сегодня агентство контролирует каждый винтик, каждый макет или чертёж, поставляемый на экспорт. Без согласия ФАПРИДа,  ни одно, будь - то коммерческое, будь - то государственное предприятие, изготовляющее патентованную сложную техническую продукцию, не может работать  с зарубежными клиентами.  Уже более десяти лет в научной среде не утихают споры об эффективности ФАПРИДа, по мнению многих  именитых учёных и производителей,  работа федерального агентства, к сожалению, скатилась к чистой коммерции, навязыванию лицензионных соглашений, по которым участники экспортного рынка вынуждены отчислять до 5% стоимости контрактов.  

Судя по всему задолженность улан-удэнского авиазавода сформировалась из-за  разногласий в том, что может облагаться «интеллектуальным налогом», а что нет. Обычное дело, так как почти 90% судов с участием ФАПРИДа именно об этом. Официальная позиция бурятского предприятия примерно такова: завод иски не признаёт и свою позицию будет отстаивать в суде. К тому же, по словам источников на авиазаводе,  с подобными разбирательствами компания сталкивается не в первый раз,  и опыт прошлого оказался на их стороне, поэтому особого ажиотажа среди руководства не наблюдается.